Летучий американец

Ученых его поколения в Америке называют «Дети спутника». Но лишь немногим из них выпал счастливый билет спустя более четырех десятков лет побывать в стране своих грез и кошмарных снов. 55-летний Майкл Генгвер в их числе.

ВЕЩИЙ СПУТНИК

Ему было 7 лет, когда отец позвал своих троих детей к радиоприемнику, из которого раздавались сигналы «бип, бип, бип». Генгвер-старший объяснил, что это сигналы спутника, запущенного русскими. И хотя Америка жила тогда ожиданием атомной атаки со стороны Советов и в каждой школе, больнице строились бомбоубежища, проводились тренировки по самозащите на случай ядерной войны, Россия для Майкла стала великой державой. Как и все мальчишки его поколения, он мечтал стать космонавтом, но ничего не оставалось делать, как помогать отцу на ферме. В 1989 году он оставил хозяйство и поступил в университет на факультет науки о животных. А 5 лет назад департамент сельского хозяйства пригласил его на преподавательскую работу, которую Генгвер совмещает с работой в департаменте. Недавно по американской федеральной программе «Фермер — фермеру» он в качестве волонтера побывал в России, в нашей Ярославской области, а местом его работы стала знаменитая «Пахма». Здесь он провел неделю, посетил все подразделения, подготовил семинар для специалистов, дал ряд ценных советов и рекомендаций.

ДЕЛО ОТЦОВ ПРОДОЛЖАЮТ МАШИНЫ

Как ученый и преподаватель Майкл Генгвер побывал во многих странах мира — Мексике, Китае, Гондурасе, Эфиопии, Африке, Вьетнаме, Корее, Канаде, практически во всех европейских странах, Таджикистане, Украине, и может оценить и сравнить систему ведения сельского хозяйства в каждой из них. Есть страны, где труд людей мало ценится, человека заменяют машины и механизмы, ведь с каждым годом все меньше желающих работать и в жару, и в холод, да еще за меньшую, чем в городе, зарплату. Есть страны, где в сельском хозяйстве используют дешевую рабочую силу мигрантов. В целом же во всем мире существует тенденция к старению работающих на фермах, ведь молодежь неохотно идет в сельскохозяйственный бизнес. Дети фермеров уезжают в город и не хотят продолжать дело отцов. А в Индии, например, проблема в том, что нет воды для выращивания сельхозкультур, о которой наша Раша пока даже не подозревает. Если сравнивать систему ведения сельского хозяйства в Америке и России, то в целом они похожи, только в Америке фермеры не разбрасываются и занимаются чем-то одним: либо растениеводством, либо животноводством. Государство там не особо вмешивается в дела сельхозпроизводителей, следя между тем за политикой ценообразования на сельхозпродукцию. Иногда, чтобы обойти строгие государственные законы, американские фермеры перемещают свои хозяйства в соседнюю Мексику, где к тому же более дешевая рабсила.

ГОСТЕПРИИМСТВО

ПО-ТАЛИБАНСКИ

Самой незабываемой зарубежной поездкой для Майкла стало 10-месячное пребывание в Афганистане, где он был вместе с американскими военными. В его обязанности входила помощь афганскому правительству в перестройке инфраструктуры сельского хозяйства, разрушенного бесконечными войнами. И хотя миссия американского ученого была сугубо мирная, он вынужден был обучиться летать на военном вертолете, владеть оружием, потому что плохим парням-талибанам было плевать на его заботу об их урожаях и надоях. Однажды в вертолете, в котором летел Майкл, была пробита гидравлическая система, но пилот сумел посадить машину, и они чудом остались живы. К счастью, их быстро нашли и доставили на военную базу, а у Майкла в память о том трагическом случае остался шрам на виске. Не расстается он и с замшевыми военными ботинками, привезенными из Афгана. За 10 месяцев экстремальной командировки американец Генгвер обучил на специальных курсах 110 афганских специалистов не только экономике сельского хозяйства, почвоведению, науке о животных, но и методике передачи собственных знаний.

ШОК — ЭТО ПО-НАШЕМУ

Постоянно бывая в разных странах, Майкл без труда адаптируется и к новому климату, и к разнице во времени, и к новой кухне, и к прочим проявлениям культурного шока. Приезжая в новую страну, он прежде всего определяет для себя безопасность проживания, наличие вблизи отеля полиции, изучает маршрут до вокзалов, магазинов. Вместе с тем он очень требователен в выборе переводчика, и было два случая, когда он просил их поменять. У нас в Ярославле он отказался от посещения ряда музеев, потому что для него важнее общение с самыми разными людьми, что он и делал в свободное от работы в «Пахме» время. Ежедневно совершал он и традиционную утреннюю 15-километровую пробежку, от которой не отказывается ни в одной из стран мира. В Ярославле он выбрал маршрут по набережной Волги и за неделю пребывания не встретил ни одного русского спортсмена. А вот молодые пацаны и девчонки с бутылками пива в руках неприятно его удивили, ведь в непьющей и некурящей Америке подобные вольности запрещены законом. Что касается сервиса, то его удивило отсутствие в гостиничном номере стиральной машины-автомата, и всю грязную одежду вплоть до галстуков, которую он менял ежедневно, пришлось везти в Америку. Не было в номере и кондиционера, поэтому Майкл открывал окно и познакомился с русскими комарами, не подозревая о наличии в наших магазинах фумигаторов.

ПОД КРЫЛОМ САМОЛЕТА

У себя в Америке Майкл много работает, но находит время для своей страсти — личного самолета. Его 4-местный «Чероки» уже ветеран и построен в 1969 году, но в хороших руках по-

прежнему взмывает в небо как птица. Майкл сам водит самолет, но нанял инструктора для обучения вождению своей жены, которая в экстремальных случаях сама может посадить самолет. В основном Майкл совершает воздушные прогулки в окрестностях своего дома в штате Мичиган, а раз в месяц они с женой летают в шикарный ресторан для состоятельных людей, где принимают только владельцев самолетов и яхт. Есть у Генгверов и автомобили: «Мерседес» — у Майкла и «Рено» — у его жены. Санди — его вторая жена — брокер на финансовом рынке, а от первого брака у американца двое сыновей, 22 года и 29 лет, у старшего уже четверо детей. В своих детях Майкл, как когда-то и его отец, постарался воспитать два самых ценных, на его взгляд, качества: сочувствие к людям и понимание другого человека.

УБИТЬ ДРАКОНА

Отец Майкла был авторитарным человеком, но Генгвер-младший благодарен ему за то, что он приучил своих детей к дисциплине и цельности в достижении своей цели. А ведь многие молодые люди боятся риска и потому теряют порой свой единственный шанс в жизни. Майкл с мальчишек запомнил рассказанный отцом миф о том, как мальчик становится взрослым. Вот он. Идут два американца — старый морской волк, повидавший жизнь, и наивный молодой человек — на церемонию превращения в настоящего мужчину (в некоторых культурах это называется «Убить дракона»). Они все идут и идут по дороге, и мальчик с нетерпением спрашивает, когда же наконец они придут. Старик отвечает, чтобы он еще потерпел, что это очень важная добродетель — уметь терпеть. Так они шли и шли и подошли наконец к краю пропасти, образовавшейся словно после землетрясения. Мальчик пожалел, что они не смогут идти дальше, на что мудрый воин ответил: «Прыгай, это не так далеко и страшно, как ты думаешь».

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page