Сюрпризы рыбинского моря

Какое было нынешнее лето? Неудачное или хорошее? Тепло, холодно, солнечно, не очень… Для рыболова все эти показатели уходят на десятый план. Главное для него, как ведут себя подводные обитатели. Агрессивны они или чрезмерно ленивы? Собственно, лишь от этого и зависит, какая оценка будет выставлена прошедшему сезону.

ЗАМАНЧИВОЕ БРЕЙТОВО

Грех жаловаться, нынешним летом рыба близ Ярославля в основном клевала исправно, лишь изредка брала кратковременные тайм-ауты. Тем не менее постоянно появлялось желание проверить Рыбинское море. А там-то как дела обстоят? Надо признать, среди рыболовов Ярославля существует предубеждение. Они уверены, что на Рыбинском водохранилище в среднем рыба попадается крупных размеров, нежели на всех остальных более мелких водоемах Ярославской области. Очень часто такое мнение статистическими показателями не подтверждается, тем не менее оно продолжает влиять на ход мыслей большей части местных людей, особенно увлеченных этим заразным делом — охотой на щуку, окуня. Про мирную рыбу речь не идет. Ее, бесспорно, по-серьезному гораздо эффективнее ловят на сильном волжском течении, нежели на почти стоячей воде Рыбинки.

За хищником почти одной и той же большой компанией в пять-шесть лодок выезжаем постоянно преимущественно в район Брейтова. За годы рыбалок здесь четко определились уловистые точки. Причем у каждого свои. Нет, никто их друг от друга не скрывает, просто так получается. Кому-то одно уловистое местечко приглянулось, а у других такая же точно рыба лучше клюет совсем на другом пятачке. Почему так получается? Это отдельная большая тема. В ней запросто можно утонуть без перспективы выплыть в заранее намеченное время.

ЗА ЩУКОЙ И ОГРОМНЫМИ ГОРБАЧАМИ

И вот, как обычно, в очередной раз собираемся на Рыбинку. Зачем едем? За крупными щуками. Средние и близ нашего дома исправно ловятся. За огромными окунями. Другие нам совсем не нужны. Замучили своим неистовым клевом и на водоемах близ Ярославля. Судаки? Честно говоря, на них соблазна совсем уже и нет. На волжских фарватерах их всегда было больше, да и сами особи здесь в среднем заметно крупнее попадаются, чем на водохранилище. По клыкастому хотелось бы рисовать радужные планы перед поездкой на Рыбинку, но не получается, даже если собственное воображение включить на полную катушку и мечты о предстоящей большой рыбалке чем-то усиленно подогревать.

ХОЧЕТСЯ НОВЫХ УЛОВИСТЫХ МЕСТЕЧЕК

Если шаблон удачный, работать с ним постоянно все равно надоедает. Из года в год окучиваем близ Брейтова фактически одни и те же точки. Это при том, что постоянно пытаемся найти новые, но не получается. По этой причине решили свои ряды усилить группировкой из рыбинских рыболовов. Казалось бы, проще и надежнее для этих целей привлечь к экспедиции местных ребят из Брейтова. Однако опыт такой уже был. Он оказался неудачным. Пару лет назад одного нашего уважаемого коллегу три дня на своем катере катала непосредственно местная рыбоохрана. Не было сомнений, лучше нее никто не знает здешний рельеф дна и все прочее, чем необходимо владеть для успешной рыбалки.

Местные брейтовские ребята усердно пытались найти для нашего товарища серьезного хищника. Естественно, чтобы его можно было поймать на спиннинг. Сама рыба как бы и не нужна была, требовались ощущения борьбы с ней во время вываживания.

Чуть ли не все море тогда рыбоохранники исполосовали вдоль и поперек, катая нашего товарища в поисках хищника. Ничего! Ни одной поклевки!

В последний день все рады были бы и совсем среднему, даже мелкому окуню. Однако и такого не получалось поймать. Увлеченные бесполезные поиски чуть было не завершились печально. Гиды очень старались, не жалея бензина, в поисках рыбного места, объезжали просто огромные территории. И вот прямо на середине моря, где не было видно даже в мощный бинокль ни одного берега, горючее для мотора катера неожиданно закончилось. Посудина беспомощно начала болтаться на волнах. Что делать? Бросать якорь и ждать помощи? Попробовать отдаться стихии в надежде, что ветер принесет когда-нибудь катер к берегу, ставшему теперь очень желанным?

Тем временем начинало штормить. Ветер быстро усиливался. Все могло закончиться очень печально. Обез-движенный катер неуклюже прыгал по волнам, которые с каждой секундой становились все выше и резче. Спасло чудо. Рядом проплывала надувная моторка, и в ней оказалась совершенно лишняя двадцатилитровая канистра, доверху заправленная бензином. На меньшем количестве горючего сверхмощный и прожорливый катер не дотянул бы до берега.

Перепуганный перспективой вечно болтаться на волнах Рыбинского моря, наш уважаемый коллега, не ощутив ни одной, даже окуневой поклевки, вернулся домой в Ярославль. Приехал он, правда, с рыбой, его жена до сих пор уверена, что те щуки были пойманы на спиннинг ее бравым муженьком. Кто и как их добыл на самом деле, нетрудно догадаться.

Короче говоря, к брейтовским гидам с тех пор в нашей компании сложилось настороженное отношение. Совсем другое дело — рыбинские ребята.

СОРАТНИКИ ИЗ ГОРОДА БУРЛАКОВ

Наши хорошие друзья из Рыбинска были отлично по-современному экипированы. Лодка под мощным мотором довольно свободно преодолевала даже и метровые волны. Точный рельеф дна и наличие рыбы четко определял стационарно установленный эхолот. Найденные уловистые места точно фиксировал навигатор, к тому же в него была загружена подробная карта с глубинами Рыбинского водохранилища. А главное, эти ребята имели возможность 3 — 4 раза в неделю ловить рыбу в местах, расположенных рядом с их домом, в районе деревни Легково.

В принципе тогда нам казалось: это ведь то же самое море, пусть и противоположный от Брейтова берег. Места, в общем, похожие. Пару лет назад наши рыбинцы специализировались на ловле хищника возле травы. Для этого преимущественно использовали удилища легкого класса. Однако со временем их потянуло на большие глубины. Рыба там совсем другая, значительно более интересная по размерам. Да, ловить ее труднее, чем травяную. А самое сложное, пожалуй, найти заветные бровки и свалы. В этом деле наши рыбинцы как раз и преуспели. Грех было не воспользоваться их свежим опытом.

Море-то, оно что в Брейтове, что в Легкове — все одно море. Ну, на крайний случай за хорошей рыбой можно и по воде махнуть к нашему общему знакомому острову Шумаровскому. В прошлом году в это самое время, когда мы с большим трудом поштучно щук полавливали на близких к нам Костромских разливах, нас по мобильникам то одна, то другая рыбинская компания звала к Шумарам. Душу травили, утверждая, что они тут зубастых на глубинный спиннинг мешками ворочают.

ОКАЗЫВАЕТСЯ, НАС ЗДЕСЬ ЖДАЛИ

И вот мы теперь одной огромной экспедицией в районе Брейтова встали лагерем. Основательно обустроились. На две недели ведь приехали!

Из-за чрезмерного усердия по возведению столов, тентов, очагов для приготовления пищи выйти в море вечером не удалось. Лодки, моторы приготовили. А вот спиннинги? За них хватило сил взяться далеко не всем. Утром половина из нас решила с рассветом проверить окуня, а остальные с восходом солнца вставать не захотели. А зачем? Щука раньше 10 часов не проснется, это проверено.

На ночь от чужих глаз в лагере ничего не убирали. С нами приехали из Ярославля два мощных, с виду суровых ротвейлера. Их хозяева заверили: если далеко-далеко на воде булькнет, а в лесу хрустнет, собаки нарушителей тишины быстро призовут к порядку. В эти заверения лично я не поверил, подумал: скорее всего, своим бесполезным лаем они просто нам спать совсем не дадут.

Ротвейлеры, к счастью, ночью не шумели, очень тихо спали вместе со всеми остальными обитателями нашего лагеря. Разбудили всех наши коллеги-ярославцы с соседнего стойбища. Спросонья никак не мог понять, что же им надо спозаранку.

Оказалось, у наших земляков ночью украли восемь очень дорогих, полностью оснащенных спиннингов и все приманки — многочисленные коробки с воблерами. Как выяснилось позднее, вечером мой напарник все-таки собрал пару спиннингов, оставил их на ночь у своей палатки. Эти удилища тоже украли.

Потерять любимые спиннинги, конечно, трагедия. Однако трудно было удержаться от смеха, когда наши соседи стали пытаться найти хоть какие-то следы злоумышленников. Ребята ползали на коленях, рассматривая совершенно ровную и гладкую землю. Их необыкновенное усердие вскоре стало объяснимым. У соседей подчистую украли не только удилища, катушки, шнуры, воблеры, но и весь провиант, приготовленный на неделю. А главное, главное — у них похитили всю водку, расчетливо запасенную на весь этот период.

Самое удивительное, усердные ребята все-таки нашли отпечатки воровских ног. Даже размер ступни тут же определили. Один из соседей взял след и побежал по нему. За всем этим оперативным расследованием внимательнее всех следили наши ротвейлеры. Взявший след, как вскоре выяснилось, был действующим милиционером-оперативником. При нем даже в кобуре под рукой заряженный настоящий пистолет был. Мы просто сразу его и не приметили. Сыщик вскоре вернулся, издалека махал руками, призывая всех следовать к нему.

Соседи разбирали только что найденные свои коробки, чемоданы. Вот только воблеров в них уже не было. Наши коллеги из другого лагеря разделились на две группы. Сыщик с парой помощников продолжил поиски, а остальные сели в джип и помчались в Брейтово за спиннингами, катушками, шнурами, воблерами, провиантом, а главное… теперь уж точно за двойной дозой водки.

Успокоившись от последствий этого воровского налета, мы только сейчас заметили, что наших рыбинских друзей в лагере нет. Совершенно очевидно, они еще до объявления тревоги тихонько, никого не разбудив, ушли в море.

ШТОРМОВАЯ РЫБАЛКА

Время выхода щуки подходило к своему завершению, к тому же ветер постепенно, но уверенно усиливался, на нас надвигался шторм. Пришлось с рыбалкой повременить и остаться на берегу.

Вскоре вернулись наши рыбинские друзья. Ни одной щуки они не поймали, но почему-то были очень довольны. Оказалось, промером глубин. От здешних мест рыбинцы пришли в неописуемый восторг. Перепады отличные. Стали на карте показывать, где и что. Мы тоже оживились, однако быстро успокоились. Все без исключения потенциально уловистые места, только что найденные, мы уже давно прекрасно знали. Для себя я отметил: самое-самое шикарное дойное щучье место на навигаторе разведчиков отсутствовало. Правильно. Там и перепадов почти нет, лишь бугорки да ракушечник на дне. А в целом обычная поливина. Однако щука многие годы подряд у нас исключительно удачно ловилась именно там.

На следующий день с самого утра сильнейший ветер трепал наши палатки и пытался сорвать тенты. В море идти болтаться на волнах никто не захотел. Один из наших соседей по стоянке, видимо, долго не решался, но все же, хоть и с большим опозданием к началу щучьего клева, пошел на своей небольшой лодчонке навстречу нешуточным морским волнам. Делать было все равно нечего, я установил на штатив мощный бинокль и стал наблюдать за смельчаком. Собственно, поначалу не сомневался, что он, попав несколько раз на штормовую волну, сразу повернет назад к своему лагерю. Несколько последователей этого отважного парня уже так и поступили, а Упорный хоть и медленно, но настойчиво шел вперед. Он бросил якорь на свале перед ямой глубиной больше 12 метров. Понятно: искать рыбу в шторм на мелководье глупо.

Упорный забросил приманку и медленно равномерно начал проводку. Через три секунды его лодку сорвало с якоря, а он, похоже, этого не замечал. Между тем волны теперь стали управлять приманкой, а вовсе не спиннингист. Проводка стала получаться явно рывковой, а не равномерной. Удилище резко согнулось и задергалось. Упорный засуетился, стало очевидно, что со щукой он встречается нечасто. Вываживал долго, и вот четко видно зубастую уже в руках рыболова. Больше трех кг.

Тем временем лодку Упорного унесло метров на 200 от того места, где щука взяла воблер. Я даже его цвет разглядел — ярко-оранжевый. Рыболов пытался поймать щуку на новом месте — тщетно. Потом вернулся на свою удачную позицию, четко повторял случайный маневр со сносом лодки волнами. Бесполезно.

Упорный вернулся в свой лагерь и минут 40 фотографировался с пойманной щукой.

На следующий день ветер не утих. Сидеть на берегу в ожидании хорошей погоды не было уже никаких сил. У меня созрел план. Нет, следовать примеру Упорного я не собирался, тем более сегодня и он спокойно сидел на берегу. Мой расчет был таков: спрятаться от ветра за одним из островов и половить пусть и некрупного хищника у прибрежной травы. Да, для этого надо было преодолеть большое расстояние по очень приличным волнам. Мою затею никто не поддержал, оправдываясь тем, что травяная рыба серьезным рыболовам не нужна. На самом деле, полагаю, мои коллеги просто волн испугались. Лучше уж мелочь всякую ловить, нежели без дела сидеть на берегу.

Мою лодку раз пять захлестнуло волной. Однако острова достиг вполне благополучно, обогнул его и встал в нужном месте. Прямо в траве. Удаляться от нее не было возможности, метрах в десяти уже начинали бушевать волны.

В соответствии с условиями лова пришлось взять в руки ультралайт. Начал с вертушки второго номера. Приличные окуни начали садиться на нее почти сразу. Потом перестали. В наших волжских, тоже травяных заливах в подобной ситуации ставишь блесенку поменьше и потемнее, и клев начинается с новой силой. Здесь — тишина. Снова ставлю серебряную вертушку второго размера. Окуни с удовольствием ее атакуют.

В последующие дни даже в хорошую погоду я специально из любопытства пробовал экспериментировать с вертушками у травы. Окунь начинал клевать только со второго номера и больше, причем явно предпочитал яркую белую блесну темной. Надо же! А у нас под Ярославлем все наоборот. Так яростно клюет окунь у травы только на медную нулевку или черную.

Тогда в Брейтове в шторм окунь мне быстро надоел. Стал пытаться поймать щуку. Воблерами, даже слегка заглубляющимися, тут ловить совсем не получалось, они тут же цеплялись за траву. Попперы совсем никого не соблазняли. Вернулся к вертушке. Естественно, перед ней стоял вольфрамовый поводок. Окунь замучил. Он появлялся буквально из неоткуда. Раза три бросишь блесну в одно место — тишина. На четвертый бросок возникал окунь и хватал ее почти на заглот. Совершенно очевидно, полосатый с большого расстояния реагировал на всплески падающей блесны.

На нашем рыбном ростовском озере тоже много травы. Щука там ходит исключительно по протокам, свободным от подводной растительности, где ее с успехом и ловят. Попробовал найти похожие и здесь — в море. Есть такие! Раз пять безрезультатно бросал в одно место. На седьмой вертушку схватила щука. Потянула она на килограмм. Тут же села вторая. Эта будет побольше. Сделала свечу, потом ушла под лодку. Могла, конечно, отцепиться, крючок маловат. Если неглубоко заглотила приманку, то освободится, пожалуй. Слишком уж резво трепыхалась эта щука. Точно, ушла на свободу. Подматываю катушку и тут же делаю новый заброс, а он и не получается. Смотрю на блесну, ее нет вовсе. Поводок на месте, блесны нет. Расплелся! Обалдеть, какую ерунду нам продают.

Иду на лодке к лагерю. Понятно, все мои коллеги-бездельники меня встречают. Эмоции по поводу дефективного поводка еще не остыли, первым делом про него и рассказываю. Рыбинская бригада смеется: «Не надо всякую ерунду дешевую хватать, мы вот кучу перепробовали, прежде чем остановились на конкретных поводках. Только их теперь и берем. Все стабильно».

Рыбинцы достали упаковку от своих проверенных поводков, а я от своего дефективного. Абсолютно все идентичное. Теперь каждый поводок перед установкой тупо пробую на разрыв.

На следующее утро погода стояла отличная. Все умчались в море. Друг друга даже в бинокль не видели. Я с напарником стал ловить на родной моей поливине с ракушечником. Пять двухкилограммовых щук выцепил. Семь крупных окуней по 400 г.

Любители прибрежной травы поймали по количеству особей гораздо больше, но рыба была у них значительно мельче. Окуни до 200 г, вместо щук шнурки до 500 г.

Позже всех вернулись рыбинцы… с парой окуней.

Почти под копирку примерно такая же картина повторялась несколько дней подряд. Позднее вперемежку со щукой на поливине стал попадаться судак. Три раза нам удалось напасть на хороших глубинных стайных окуней.

И вот как-то почти ночью, как всегда последними, возвращаются рыбинцы. Довольны. Рыбы опять почти не поймали, но, перебивая друг друга, рассказывают про найденное шикарное место. Километров 18 отсюда будет. Трава на квадрате 200 на 200 метров. Глубина на нем 3,5 метра, а по краям крутой свал до 6 метров. Класс! Такое место и искали.

Утром все поддались на агитацию рыбинцев. Решили ехать на это шикарное новое место. Хотелось вдоволь наловиться с хорошей щукой. Там наверняка ее будет полно.

Полный штиль сменил легкий ветерок, но он постоянно усиливался. Когда подошли к заветному месту, волны уже бушевали вовсю. Делать забросы при такой погоде было тяжело. Подводную траву было плохо видно, из-за этого приманка часто за нее цеплялась. По краю зеленых зарослей провести

воблер почти не удавалось. Ни у кого поклевок не было. А время утреннего щучьего выхода завершалось. Я первый плюнул на освоение новых просторов и полетел на свою любимую поливину. Пару щук успел на ней поймать. Клев закончился, словно по расписанию, ровно в 11-30.

Осмотрелся по сторонам. Мои коллеги-ярославцы тоже разбрелись по своим проверенным местам. А вот и рыбинцы медленно идут прямо на меня. Подъезжают, говорят: наверное, не клевый день, щука в новом прекрасном месте не брала совсем.

ВМЕСТО РЕЗЮМЕ

Здорово провели время на Рыбинском море возле Брейтова. Но новых неразведанных прежде уловистых мест мы так и не нашли. То заветное местечко с травой и свалом проверяли по очереди всю оставшуюся неделю. Ноль. Почему там не было щуки, непонятно.

А рыбинцы свой высокий класс все же продемонстрировали, правда, не на щучьих местах, а на известной для многих судаковой яме. Глубина в ней до 20 метров. Ребята изо дня в день выбивали здесь берша. Почему-то судак им попадался крайне редко. На такой огромной по нашим меркам глубине рыбинцы виртуозно ловили вовсе не джигом, а воблерами. Еще они сделали вывод для себя и для нас: в районе Легкова хищной рыбы гораздо больше, чем в районе Брейтова. А с мирной, по их мнению, дело обстоит совсем наоборот. Во время нашей экспедиции спиннинговые шнуры постоянно покрывались рыбьей слизью. Кому она принадлежала: лещу или плотве? Это выяснить не удалось. Изобилие этой мирной рыбы фиксировали и эхолоты. А искать новые неразведанные уловистые места оказалось делом очень и очень сложным.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page