Мы теряем время

Анатолий Иванович Лисицын, депутат Государственной думы России, в последнее время в большом волнении: серьезный авиационный проект, которым, в частности, занимается рыбинское НПО «Сатурн», под угрозой срыва. Об этом он рассказал нашему корреспонденту. РЕЧЬ идет о создании рыбинцами двигателя SaM 146 для среднемагистрального гражданского лайнера «Сухой Суперджет».

Анатолий Иванович Лисицын, депутат Государственной думы России, в последнее время в большом волнении: серьезный авиационный проект, которым, в частности, занимается рыбинское НПО «Сатурн», под угрозой срыва. Об этом он рассказал нашему корреспонденту.

РЕЧЬ идет о создании рыбинцами двигателя SaM 146 для среднемагистрального гражданского лайнера «Сухой Суперджет». Сейчас и завод в Комсомольске-на-Амуре, где будет производиться сам лайнер, и НПО «Сатурн» находятся по этому проекту в сложной ситуации. Кредитов сейчас никто не дает. Одна надежда — на поддержку государства. Государство в проекте участвует 30 процентами финансирования. Для продолжения проекта нужно минимум 8,8 млрд. рублей.

Деньги нужны срочно. При недавнем обсуждении во втором чтении бюджета страны в Госдуме я предложил на этот счет поправку. Из 183 поправок прошла одна она: рекомендовать правительству в бюджете 2008 — 2009 годов выделить на проект «Сухой Суперджет» 8,8 млрд. рублей. Депутаты Государственной думы поняли важность этого прорывного проекта. Вопрос-то политический.

А в правительстве говорят: деньги дадим, но в 2009 году. И уже эту поправку редактируют в том смысле, что рекомендовать правительству рассмотреть вопрос об источниках дополнительного финансирования этого проекта в 2009 году. Чувствуете разницу?

— Почему вопрос о государственной поддержке этого проекта встал столь остро именно сейчас?

— По многим обстоятельствам. «Сатурн» уже сейчас набрал кредитов под этот проект и реконструкцию производства на 15 млрд. рублей. И сейчас — когда финансовый кризис — никто кредитов не дает. На предприятии пошли задержки по зарплате.

— Ну, это не в диковинку, бывали времена с такими задержками.

— Да, но сейчас это намного страшнее. Неизбежны сокращения штатов. И большие. Если раньше, в 90-х годах, человека сокращали, то это было, что называется, дело семейное. А сейчас все гораздо хуже: на том же «Сатурне» 2,5 тысячи работников взяли кредиты. Как они будут их выплачивать? Представляете, как возрастет социальная напряженность в Рыбинске?

Плюс главное: мы теряем время. По программе предусмотрено выпустить на рынок 60 авиалайнеров «Сухой Суперджет» уже в 2010 году. 60 процентов из них — под зарубежный заказ.

В то же время с аналогичными проектами работают китайцы и японцы. Если мы их не опередим — а сейчас идем с опережением — потеряем рынок. Это важная государственная задача.

— Почему же тогда правительство тормозит этот проект?

— К сожалению, там есть люди, у которых преобладают личные мотивы, они лоббируют другие проекты. Например, на производство самолета МС-21 выделяют на три года — 2009 — 2011-й — 12,5 млрд. рублей. Но там еще ничего нет.

Рыбинцы же за четыре года разработали и произвели необходимый двигатель. Раньше на это уходило 8 лет. Впервые отечественный самолет будет сертифицирован по международным стандартам, необходим центр по сертификации. Не предусмотрено послепродажное обслуживание моторов: в течение суток вышедшая из строя деталь, где бы ни находился самолет по всему миру, будет заменена так, как это делают в «Боинге». И еще многое не пре-дусмотрено для запуска самолета в серию.

Что касается генерального директора НПО «Сатурн» Юрия Ласточкина, то ему буквально сейчас выкручивают руки. Сейчас у государства 37 процентов акций предприятия. «Рособоронпром» требует продать ему 13 процентов акций, их государству не хватает для контроля и включения завода в двигательный государственный холдинг.

— Наверное, с этим давлением на Ласточкина связано и то, что на него завели уголовное дело?

— Даже два дела — по невыплате налогов на 9 миллионов рублей. Сумма для предприятия с многомиллиардным оборотом (одна чистая прибыль «Сатурна» в прошлом году составила почти 2 млрд. рублей) — смешная. Столько стоят две лопатки для авиадвигателя.

Вся эта бодяга с наездом тянется с 2005 года. Юрий Васильевич уже устал бороться. Говорит: продам все свои акции, но наемным менеджером, как они хотят, не буду.

— Последнее крупное предприятие области уйдет из ярославских рук?

— К сожалению. Но, я думаю, не все потеряно. Президент Медведев в послании Федеральному собранию прямо сказал, что необходимо поддерживать крупный частный бизнес, демонстрирующий прогресс и динамику.

— Ситуация обострилась из-за финансового кризиса. Но ведь за последнее время, как сообщали СМИ, на поддержку банков и бизнеса выделили огромную сумму — 5,6 триллиона рублей, около 220 млрд. долларов.

— Выделить-то правительство выделило, но вниз — увы — кредиты не пошли. До реального сектора экономики, до производства они не дошли.

Я не понимаю наше руководство. У нас было в стране все — и дефолт, и кризисы. И задержка зарплат, и пенсий, и бартер. Денег не хватало.

Но сейчас же ситуация кардинально изменилась: денег много. Собирать мы их научились, а вот тратить — нет.

А разводы все те же — денег нет. Только и разговоров в думе: пенсионерам нет, бюджетникам нет, промышленности — нет. А банкам тем временем огромные суммы. Я считаю, надо дать финансовые ресурсы ведущим предприятиям России. Составить четкий список и наполнить их средствами.

Иначе и в 2010 году мы с «Суперджетом» никуда не выйдем. Об этом я написал недавно президенту России. Только он может решить вопрос.

— Анатолий Иванович, вы так близко к сердцу принимаете судьбу НПО «Сатурн» еще и потому, что в Госдуме РФ в рамках транспортного комитета возглавляете подкомитет по авиационной промышленности? Что вы еще сделали для ярославцев как депутат за этот неполный год работы?

— Удалось, в частности, отстоять выделение для Ярославской области дополнительно 1,3 млрд. рублей на дороги в регионе, прежде всего на муниципальные, на подъезды к поселкам и селам. Это заслуга всех депутатов от Ярославской области.

Решили вопрос и о запуске в армию ракетного катера производства рыбинского завода «Вымпел». Вопрос не решался несколько лет.

— Сейчас вы создали Фонд Анатолия Лисицына. Чем он будет заниматься?

— Ну, если коротко, то двумя вещами. Пока у меня есть авторитет, известность, связи, я хотел бы через этот фонд помогать многодетным семьям, семьям, где больные дети, вообще чтобы у нас было меньше неблагополучного детства.

Ну, а во-вторых, задача сохранять историко-культурное наследие.

Беседовал

Алексей НЕВИНИЦЫН.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page