Первый матрос-подводник

Выходец из крестьян Мышкинского уезда Ярославской губернии Михаил Васильевич Курочкин в начале XX века стал одним из первых русских матросов-подводников. Об этом поведал его внук Валерий Германович Курочкин, участковый врач-терапевт поликлиники N 2 МУЗ «Угличская центральная районная больница». Чтобы узнать все о своем предке, пришлось Валерию Германовичу не один день просидеть в архиве, собирать воспоминания родных и близких.

Выходец из крестьян Мышкинского уезда Ярославской губернии Михаил Васильевич Курочкин в начале XX века стал одним из первых русских матросов-подводников. Об этом поведал его внук Валерий Германович Курочкин, участковый врач-терапевт поликлиники N 2 МУЗ «Угличская центральная районная больница». Чтобы узнать все о своем предке, пришлось Валерию Германовичу не один день просидеть в архиве, собирать воспоминания родных и близких.

Первый учебный отряд подводного плавания был создан в 1907 году в латвийской Лиепае (бывшая Либава). В отряд были включены учебное судно «Хабаровск» и подводные лодки «Пескарь», «Стерлядь», «Белуга», «Лосось» и «Сиг». Инициативу в создании отряда приписывают контр-адмиралу Эдуарду Николаевичу Щенсновичу, бывшему командиру порт-артурского броненосца «Ретвизан». В штат учебного отряда подводного плавания было отобрано 7 офицеров и 20 матросов, в том числе и наш земляк Михаил Васильевич Курочкин. Они должны были быть высоконравственными, непьющими, бравыми, находчивыми, спокойными, хладнокровными и отлично знающими дело.

ИЗ ПРОДАВЦОВ ЖИВОЙ РЫБЫ — В ПОДВОДНИКИ

Михаил Курочкин в 10 лет был привезен родственниками в Москву и отдан «в люди». Работал сначала учеником пекаря, потом на разных должностях в магазине у хозяина. Последняя его профессия — продавец живой рыбы. К 20 годам, перед службой в армии, хозяин по договору рассчитал прилежного работника за 10 лет его добросовестного труда.

Ему было выдано денежное довольствие, пошиты дорогой костюм-тройка, зимнее пальто и добротная обувь, а главное, дали хорошую характеристику. На призывной комиссии он был зачислен в отряд первых подводников, который в наше время почти приравнялся бы к отряду первых космонавтов. Михаил изучал электрическое дело, устройство подводной лодки, различные механизмы и нес срочную службу матроса: участвовал в уборке помещений, ходил в наряды.

Большое внимание уделялось общефизической подготовке, плаванию. После окончания школы Михаилу Васильевичу Курочкину было присвоено звание «кондуктор-электрик», которое приравнивалось к фельдфебелю.

Сначала он служил на подводной лодке «Лосось». Ее первым командиром стал Иван Иванович Ризнич, который являлся автором «Словаря командных слов по управлению подводными лодками», с 1914 года командовал дивизионом подводных лодок особого назначения. В 1917 году был командиром подводной лодки «Святой Георгий», совершившей первое среди русских подводных лодок океанское плавание — переход из Средиземного в Белое море. Как рассказывал Михаил Васильевич своим внукам, лейтенант Ризнич слыл любимцем команды, все старались выполнять его приказы, работать добросовестно. Весь экипаж «Лосося» стал образцовым.

Перед первой мировой войной в России были созданы новые, более современные дизельные подводные лодки «Минога», «Акула», первый в мире подводный минный заградитель «Краб» и серия подводных лодок типа «Нарвал» и «Барс».

Минный заградитель «Краб» и подводные лодки типа «Нарвал» строились на Невском заводе в Петербурге, а потом частями по железной дороге перевозились в город Николаев на Черном море. Там собирались, укомплектовывались личным составом. В октябре 1913 года Михаил Васильевич с другими моряками-подводниками отправился в город Николаев на несколько месяцев в командировку для принятия подводных лодок в строй и задержался там на четыре военных года.

Потом Курочкин уже служил на подводной лодке «Нарвал», которая вошла в строй 23 августа 1915 года и сразу приняла участие в боевых действиях первой мировой войны. По рассказам Михаила Васильевича, местом стоянки подлодки был Севастополь. За время боевых действий

«Нарвал» уничтожил 3 турецких парохода и 9 парусных и моторных шхун.

Однажды на отряд русских подводных лодок, шедших в надводном положении, налетели несколько турецких самолетов и стали бомбить их. «Нарвал» не смог сразу погрузиться из-за поломки в одной из балластных цистерн. Кондуктору Курочкину было поручено срочно устранить неполадки. Он быстро нашел обрезанные провода, восстановил их, и лодка благополучно ушла под воду. За этот подвиг он был награжден.

По рассказам внуков, Михаил Васильевич был малословен, не любил вспоминать о первой мировой войне, о наградах, о том, что служил в царской армии.

После демобилизации в 1918 году Михаил Васильевич приехал на родину, в деревню Рябинино Серской волости Мышкинского уезда Ярославской губернии, женился на местной красавице из состоятельной крестьянской семьи Прасковье Сергеевне Сазоновой. И увез ее в Петроград. Бывшего кондуктора-подводника взяли на работу на судостроительный завод механиком. Но молодой женщине не понравилось в шумном и голодном городе, и она уговорила мужа временно уехать обратно в деревню Рябинино, где у них родились пятеро детей: Екатерина, Геннадий, Зоя, Герман и Михаил. Но с началом коллективизации Михаил Васильевич отправился работать в Рыбинск на судостроительный завод, приезжал домой только в отпуск.

С началом Великой Отечественной войны бывший моряк-подводник Михаил Васильевич Курочкин, как специалист по ремонту судов, не был призван в армию. Он трагически погиб в Рыбинске в 1944 году.

А как же сложилась судьба многочисленных детей Михаила Васильевича?

СУДЬБА СЕМЬИ — СУДЬБА СТРАНЫ

Старшего Геннадия — трагично. Перед Великой Отечественной войной он переехал жить к отцу в Рыбинск, где окончил школу и аэроклуб. С началом войны он, будучи 17-летним юношей, пошел добровольцем в армию. Младший лейтенант Геннадий Курочкин 2 февраля 1943 года, в день окончания Сталин-градской битвы, погиб в воздушном бою под Сталинградом.

Отец Валерия Германовича — Герман Михайлович Курочкин — работал агрономом, окончил исторический факультет Ярославского пединститута имени Ушинского. Работал директором филиала Госархива в Угличе.

Младший сын Михаил Михайлович Курочкин после окончания ФЗУ в Рыбинске и службы в частях группы советских войск в Германии работал на «Угличмаше» слесарем-ремонтником, был мастером своего дела.

Старшая дочь Екатерина Михайловна Брюханова после окончания Угличского педагогического училища в 1941 году по распределению уехала работать учителем в поселок Ново-Чунка Иркутской области, где вышла замуж за сибиряка. У нее была большая семья: трое детей и много внуков.

Вторая дочь Зоя Михайловна Бессонова во время войны работала на военном заводе в Ярославле. Потом училась вместе с братом Германом в Мышкинском сельхозтехникуме. Работала агрономом. Сейчас ей

82 года. Живет в Угличе. Ее сын Павел единственный из семьи Курочкиных продолжил морское дело Михаила Васильевича: после службы в армии окончил мореходное училище и на протяжении восьми лет ходил в Атлантику на рыболовецких судах из литовского города Клайпеда, расположенного 100 км южнее латвийского города-порта Лиепая, где начинал свою морскую службу Михаил Васильевич.

Павел работал механиком по холодильным установкам. Во время плаваний в свободное время помогал старпому, заведовал на судах библиотеками. Сейчас Павел живет в Москве, работает наладчиком в одной из иностранных пищевых фирм, часто приезжает в Углич.

— Как-то раз я спросил у Павла, — продолжает нашу беседу Валерий Германович, — помнит ли он нашего деда Михаила Васильевича. Он сразу ответил, что дед был для него примером всю жизнь. Портрет деда в морской форме на фоне Черного моря всегда висел на стене в его комнате, а потом в каюте на судне. В конце 60-х годов к нам в гости приезжал из Ленинграда товарищ моего деда, мышкинец Михаил Ботин. Он сразу подошел к свадебному портрету деда и сказал, что Мишка-матрос пользовался большим уважением у всех односельчан.

Светлана БАКУНИНА, Углич.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page