Это страшное слово «кризис»

Про глобальный экономический кризис сегодня говорят так много, что это слово выучили даже некоторые из домашних попугаев. За то, что они многократно повторяют одно и то же, не вдумываясь в смысл сказанного, люди считают их глупыми птицами. Но так ли уж сильно отличаемся от них мы сами? Серьезных попыток по-настоящему осмыслить происходящее не предпринимают ни политики, ни экономисты, а уж простые люди тем более. Появился повод на любой задаваемый вопрос ответить одним-единственным словом.

Про глобальный экономический кризис сегодня говорят так много, что это слово выучили даже некоторые из домашних попугаев. За то, что они многократно повторяют одно и то же, не вдумываясь в смысл сказанного, люди считают их глупыми птицами. Но так ли уж сильно отличаемся от них мы сами?

Серьезных попыток по-настоящему осмыслить происходящее не предпринимают ни политики, ни экономисты, а уж простые люди тем более. Появился повод на любой задаваемый вопрос ответить одним-единственным словом. Для тех, кто не любит задумываться о завтрашнем дне, не умеет планировать и не хочет прилагать усилий для достижения собственных целей, наступило поистине золотое время. Жертвами неблагоприятно сложившихся обстоятельств представлять себя таким личностям очень даже удобно.

РЕАКЦИЯ ЛИЧНОСТИ НА БОЛЕЗНЬ ЭКОНОМИКИ

Но всем хорошо известна старая русская пословица, в свое время так понравившаяся самому Рональду Рейгану: «Кто хочет сделать, тот ищет способ, кто не хочет — ищет причину…» Несмотря на кризис, жизнь продолжается, но это уже не совсем та жизнь, что была еще полгода назад. Кризис уже успел повлиять на образ жизни подавляющего большинства из нас, хотя представители разных социальных слоев ощущают это влияние по-своему.

Наиболее обеспеченным просто приходится, наступая на горло собственным страстям и амбициям, вести себя чуточку скромней, чем прежде, не демонстрируя слишком явно запредельной роскоши и благополучия. Для по-настоящему бедных тоже практически ничего не изменилось. И раньше богато не жили, и теперь бороться с трудностями не привыкать. Пустой кошелек и долги по квартплате для них не чрезвычайная ситуация, а вполне обычное явление, так что и бояться-то особенно нечего. Как поется в одной некогда весьма популярной песенке, «если вы не живете, вам и не умирать»…

Зато средний класс в настоящем шоке. Для людей, привыкших всего добиваться своим трудом, строить планы на будущее и воплощать их в жизнь, кризис стал весьма болезненным ударом как в материальном, так и в психологическом плане. Страшно сознавать, что рушатся твои мечты и ты в считанные дни можешь потерять все, ради чего работал долгие годы. То, что подобная реакция на происходящее в сегодняшнем российском обществе является преобладающей, с одной стороны, опровергает миф об отсутствии у нас среднего класса, с другой — вызывает серьезную озабоченность специалистов состоянием психического здоровья нации.

АНАЛИТИКИ ОШИБЛИСЬ В ПРОГНОЗАХ

Аналитики, предрекавшие на основании опыта прежних лет подъем уровня заболеваемости нервно-психическими расстройствами не раньше, чем кризисные явления в экономике пойдут на спад, на этот раз, похоже, ошиблись. Свалившиеся на наши головы неприятности уже начали негативным образом воздействовать на эмоциональное состояние значительной части россиян. Конкретные масштабы этого воздействия будут ясны только после подведения итогов 2009 года, но уже сейчас понятно, что вместо «реакции мобилизации», имевшей место в 1991 и 1998 годах, сегодня доминируют растерянность, подавленность и тревога, зашкаливающие за все мыслимые пределы.

Возможно, десятилетие относительного благополучия сделало нас более уязвимыми к ударам судьбы, а возможно, это просто результат смены поколений, когда вслед за людьми, закаленными трудностями, пришли более молодые и в какой-то мере инфантильные. Но факт остается фактом — психотерапевтам в отличие от их клиентов сегодня безработица не грозит.

Чаще всего обращаются пациенты с невротическими реакциями на ситуацию, у которых возникшие проблемы вызывают эмоциональный дискомфорт. Ухудшается настроение, появляется чувство неудовлетворенности и отсутствия жизненной перспективы. На этом фоне могут возникать мысли о нежелании жить, спонтанные действия протестного плана. Подобное бывало и раньше, но в докризисные времена чаще всего до истинной депрессии с серьезными суицидальными намерениями дело не доходило. Просто людям надо было выговориться, выплеснув отрицательные переживания и услышав в ответ слова сочувствия и поддержки.

Истероидные личности в сложных условиях способны на эксцентричные выходки, вплоть до демонстративных суицидов, но за последние несколько месяцев характер суицидных попыток заметно изменился. Наряду с глотанием безобидных таблеток и показательными повешениями на глазах у близких, когда человек уверен, что либо веревка сразу же оборвется, либо его вовремя спасут находящиеся поблизости, появились и настоящие, тяжелые суициды. Это и удары ножом в область сердца или сонных артерий, и глубокие порезы вен на руках, не похожие на привычные взглядам психиатров поверхностные царапины. И большую часть таких действительно серьезных попыток, которые, к счастью, тоже не всегда удается довести до конца, сегодня совершают мужчины. А чему тут удивляться? Кормилец семьи, лишившийся источников средств к существованию, переживает случившееся гораздо острее.

Чувство тревоги и неуверенности в завтрашнем дне, поселившееся сейчас в душах миллионов людей, с которыми ничего плохого пока еще не произошло, и мешающее их спокойному существованию, порой тщательно скрывается, но воздействует на человеческую психику не менее сильно. Однажды появившись, оно потом может вообще никогда не исчезнуть, как бы благополучно ни пошли дела в будущем. Опытные психиатры говорят, что от тревоги нельзя избавиться, ее можно только контролировать. Так что самые эффективные сеансы психотерапии можем и должны проводить с собой мы сами. Только вот сказать это легко, а сделать гораздо сложней.

Так уж устроена человеческая психика, что больше всего нас пугают не те неприятности, которые уже произошли, а те, которые еще только могут произойти. И чтобы этого не случилось, мы готовы на многое, иногда даже — почти невероятно в это поверить — на то, чтобы больше работать. От работы же, как известно, кони дохнут. Люди, к счастью, более выносливы, но и им за повышенные физические и эмоциональные нагрузки приходится расплачиваться недешево. Вот уже более ста лет существует такое понятие, как «синдром менеджера».

Человек, страдающий этим расстройством, отличается повышенной ответственностью и амбициозностью, высоко держит планку собственных достижений. Любое отступление от установленных им самим же стандартов для него почти катастрофа. В пору же кризиса, для того чтобы поддержать прежний уровень жизни, требуется больше усилий, но и они не всегда приводят к нужному результату. Страх возможной неудачи постоянно подгоняет человека, заставляет спешить, нервничать, злиться на окружающих, тормозящих решение проблем или путающихся под ногами. В результате нарастает раздражительность, портится настроение, нарушается сон.

КРИЗИС ЭКОНОМИЧЕСКИЙ, КРИЗ ГИПЕРТОНИЧЕСКИЙ

Когда ты сам понимаешь, что с тобой происходит, хотя и не можешь ничего сделать, с точки зрения психиатров, это еще не болезнь, но велика вероятность возникновения других, так называемых психосоматических расстройств.

Наиболее серьезные из них — язвенная болезнь, ишемия и гипертония. Состояние хронического стресса способствует увеличению выброса адреналина, который в избыточных количествах негативно воздействует и на желудок, и на сердце, и на сосуды. В весьма недалекой перспективе вполне вероятен ощутимый подъем заболеваемости инфарктами и инсультами, пока же дело ограничивается более частыми, чем обычно, гипертоническими кризами, тоже довольно неприятными и болезненными. Если они повторяются регулярно с небольшими перерывами, по степени воздействия на головной мозг они становятся соизмеримы с настоящими нарушениями мозгового кровообращения со всеми вытекающими последствиями.

Столь же разрушительными для мозговых клеток являются и тяжелые черепно-мозговые травмы, которых тоже, увы, становится больше. Массовое раздражение и озлобление в обществе повышает градус агрессивности, и под горячую руку эмоционально неуравновешенных отморозков рискуют попасть все законопослушные и ответственные граждане, а там уж как повезет. Судя по тому что за последние несколько месяцев увеличилось число тех, кто из-за полученных травм теряет трудоспособность и отправляется на инвалидность, везет относительно немногим. Так что прогуливаться в одиночку в темное время суток по криминогенным районам врачи так же, как и сотрудники правоохранительных органов, настоятельно не рекомендуют. А в недостаточно трезвом виде — тем более.

Кому-то это предупреждение покажется не слишком актуальным — банкетов и корпоративов с угощением за счет принимающей стороны стало значительно меньше, а в гости перестали приглашать даже по большим праздникам. Но это не означает, что люди пить перестали. Скорее, наоборот.

В АНТИКРИЗИСНОМ ПАКЕТЕ АЛКОГОЛЬ И ШОКОЛАД

В работе сотрудников городской службы скорой психиатрической помощи алкогольные психозы уверенно вышли на первое место, заметно оттеснив истинные психические расстройства. Если пару лет назад больных с белой горячкой среди осмотренных ими пациентов было около 45 процентов, то сейчас практически все 60. Изменилось и само качество алкогольных психозов. Еще недавно главной причиной съехавшей крыши у любителей зеленого змия было употребление фальсифицированной водки и всевозможных суррогатов, теперь же приходится иметь дело с классическими делириями и галлюцинозами, вызванными чрезмерным пристрастием к вполне приличным и не представляющим угрозы здоровью в небольших дозах напиткам. Не секрет, что в периоды массовых стрессов, один из которых мы сейчас переживаем, в обществе заметно возрастает спрос на продукты, обладающие антидепрессивным эффектом — прежде всего на крепкий алкоголь и шоколадные изделия. Но не менее известно и то, что в отличие от шоколада спиртное далеко не всем одинаково полезно… Последствия этого глобального запоя будут сказываться на здоровье нации довольно долго после окончания глобального экономического кризиса.

Тем не менее сегодня алкоголь помогает многим людям, особенно представителям сильной половины человечества, в какой-то мере абстрагироваться от кажущейся безнадежной ситуации и пережить трудные времена, а властям — сохранить видимость социальной стабильности. Они хорошо понимают, что народ, лишенный доступа к дешевому спиртному, бывает страшен в своем гневе. Поэтому можно быть уверенным в том, что каким бы ни был рост цен на товары первой необходимости в условиях кризиса, выпивку он затронет в наименьшей степени. Если вообще затронет. В некоторых ярославских аптеках 96-процентная настойка боярышника под новым труднопроизносимым названием по 22 рубля за флакон вместо прежней 70-процентной уже появилась. Это сколько же смогут сэкономить на антикризисных средствах жертвы экономических трудностей…

Увы, сказать то же самое и о закуске было бы проявлением чрезмерного оптимизма.

Николай КУДРИН.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page