Сумка со свистком для разведенки

В Ярославском художественном музее открылась выставка «Провинциальный идеализм». Проект готовился в течение 10 лет. В его создании приняли участие 6 музеев области, а также частные коллекционеры, торговцы антиквариатом. В 4 залах разместилось 365 работ: мебель, книги, рукописи, фарфор. Это искусство не назовешь академичным. Авторы, простые горожане, никогда не учились в столице и творили, что называется, для себя по зову души.

В Ярославском художественном музее открылась выставка «Провинциальный идеализм».

Проект готовился в течение 10 лет. В его создании приняли участие 6 музеев области, а также частные коллекционеры, торговцы антиквариатом. В 4 залах разместилось 365 работ: мебель, книги, рукописи, фарфор. Это искусство не назовешь академичным.

Авторы, простые горожане, никогда не учились в столице и творили, что называется, для себя по зову души. Открывает экспозицию галерея парадных купеческих портретов XVIII века — дородные матроны, увешанные жемчугами, солидные отцы семейств, непременно с книгой или письмом, что символизирует деловитость, их серьезные не по годам отпрыски. Обращают на себя внимание коновальские бляхи, медные цеховые знаки XVIII века — прообраз современной рекламы. Еще одно ноу-хау уже XIX века — дамская бисерная сумочка со свистком от воров. Интересно, помогало?

Выставка, несмотря на масштабность, напрочь лишена пафоса. Рядом с величественными панорамами Романова-Борисоглебска можно обнаружить лубок такого содержания: «Два дурака дерутся, а третий смотрит и смеется». Удалось собрать чудом сохранившиеся самодеятельные полотна 1920 — — 1940-х годов. Продававшиеся на рынках, они выглядят как откровенный китч. Какой-то самоучка намалевал свою любимую на дверце шкафа. Ее раскосым глазам позавидует Пикассо. Конкуренцию ей составит разве что «Дама с лебедями», нарисованная на… куске клеенки. Радуют глаз знаменитые ярославские наивы — веселые, яркие. Правда, не все такие. Некоторые наводят на тяжелые раздумья. Взять хотя бы «Картофельное поле» Виталия Мельникова. Куда до него Верещагину с «Апофеозом войны»! Рассыпанные по черному полю плоды кровавого цвета издали похожи на горку черепов. А вот еще одно натуралистичное полотно «В дальний этап». Коровники. Март 1938 года. Заключенных отправляют на Север. Его автор был осужден в 1937 году. Провел в лагерях 18 лет. Четыре раза бежал.

Анастасия СОЛОВЬЕВА.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page