Евроточка кипения

Отбор финалистов на главный музыкальный конкурс континента обернулся политическим скандалом Угрюмая «фабрикантка» Анастасия Приходько может войти в историю «Евровидения» как одна из самых скандальных участниц. Сперва она устроила скандал в Киеве, когда ее исключили из украинского отборочного тура. А теперь в Москве разгорелся нешуточный скандал из-за того, что ее, наоборот, выбрали участницей «Евровидения». В мае в Москве она будет петь на конкурсе европесни за Россию.

Отбор финалистов на главный музыкальный конкурс континента обернулся политическим скандалом

Угрюмая «фабрикантка» Анастасия Приходько может войти в историю «Евровидения» как одна из самых скандальных участниц. Сперва она устроила скандал в Киеве, когда ее исключили из украинского отборочного тура. А теперь в Москве разгорелся нешуточный скандал из-за того, что ее, наоборот, выбрали участницей «Евровидения». В мае в Москве она будет петь на конкурсе европесни за Россию. Ключевые персонажи этой истории из шоу-бизнеса делятся своими мыслями о выборах нашей евроделегатки.

КОГДА страна прильнула к экранам телевизоров в предвкушении развязки национального отборочного тура на «Евровидение-2009», казалось, что интрига и впрямь закрутилась в упругую спираль. Народный телевоутинг дал противоречивый результат: в тройку лучших из 15 претендентов попали группа «Кватро» с 12 процентами голосов, поп-дива и мегастар Валерия с 14 процентами и победительница прошлой «Фабрики звезд» украинская дивчина Анастасия Приходько с невероятными и умопомрачительными 25 процентами, словно и не старлетка, а сущая суперзвезда уровня даже не Валерии, а самой Аллы Пугачевой.

Тут все и вспомнили о спасительной миссии профессионального жюри. О праве «жрецов» выбрать из этой тройки окончательного кандидата напоминалось с особенной настойчивостью. Многие и подумали, что жюри этим правом воспользуется, подправит результат, который казался слегка неадекватным. Чего не напортачишь в спешке — народ ведь торопился, жал на кнопки, чтобы успеть в отведенные 15 минут, нервничал, чьи-то эсэмэски зависали, у кого-то возвращались. Немудрено было в волнении промахнуться мимо нужной клавиши. Кутерьма. На то и было мудрое жюри, чтобы расставить акценты и вознести на пьедестал очевидную истину.

Но случилось страшное. Жюри раскололось. Стенка на стенку. Упругая спираль интриги не выстрелила торжеством справедливости. Где была та самая справедливость, теперь и не понять. Пять против шести — почти половинка на половинку — за Валерию и Приходько. У последней на 1 голос оказалось больше, и по правилу большинства жюри лишь проштамповало народный вердикт. Каков бы вышел результат, если бы, скажем, Игорь Матвиенко не засобирался вдруг по «неотложным делам» в Эмираты, уже никто никогда не узнает.

Тем временем начали просачиваться слухи. Выяснилось, что независимые композиторы Ким Брейтбург, Игорь Крутой, Максим Фадеев проголосовали за Валерию, а «корпоративные» авторы Александр Лунев и Владимир Матецкий — за Приходько. За Валерию был также один из продюсеров, а пятый голос до сих пор точно не идентифицирован. Остальные в жюри были людьми не столько творческими, сколько назначенными по должности, предсказуемыми, и предметом интереса для пересудов уже не являлись.

Однако интернет и радиоэфир, невзирая на сгустившуюся ночь, охватила форменная паника. Снарядами взрывались сенсации. Иосиф Пригожин, муж и продюсер Валерии, публично заявил по радио, что за два дня до отбора член жюри композитор Матецкий сообщил ему «по дружбе», что «Приходько — вопрос решенный», и посоветовал им с Валерией «соскакивать с поезда». В блогах тут же размножилось открытое письмо самой Приходько президенту Украины Ющенко, в котором она всего за несколько дней до конкурса в России называла себя «патриоткой Украины» и возмущалась, что была дисквалифицирована в украинском полуфинале в начале февраля. Блогеры в ответ задавались вопросом, что забыла «патриотка Украины» на конкурсе в России, и очень удивлялись, что на этом фоне из российского конкурса был исключен Александр Панайотов, который тоже подавал заявки и в Украине, и в России? Другие посчитали хронометраж песен и обнаружили, что гостье с Украины разрешили петь почти четыре минуты, хотя от остальных участников жестко требовали не превышать положенный регламент в три минуты. Общий тон рунета оказался возмущенным и враждебным по отношению к избранной этим же самым народом певице. Полный парадокс.

Валерия: «Столько

было крику!»

Валерия в своей гримерке после оглашения результатов держалась молодцом, храбрилась и даже хохотала.

— Лера, даже не знаю, чем тебя утешить?

— Не надо! Я в норме. Считаю, выступление у меня получилось, и это самое главное. А результат? Ну что ж — одной головной болью станет меньше. У меня сейчас на носу тур с Simply Red по Великобритании, выпуск альбома, и я бы, конечно, разрывалась на два фронта и разорвалась бы, коль надо, но, видать, не судьба.

— Как тебе победительница?

— Очень много было истерики на сцене, но не было главного — я не увидела у Приходько оригинальности.

Национальный колорит? Есть гораздо более крепкая певица с национальным колоритом в Украине — Руслана. Если уж стояла такая задача — отправить кого-то от Украины за Россию, то позвали бы ее, там и темперамента хватает, и голос мощный, и артистизм, и профессионализм на высочайшем уровне, и опыт! Ей бы и проиграть было не обидно.

Мне, кстати, очень понравилась Полина Гриффитс, спела супер, не могу сказать ничего другого, хотя и была соперницей. Это было действительно здорово! Я бы, например, поняла голосование за нее. Ладно, сказали, что народ дал 25 процентов. Но я не понимаю, как профессионалы, сидевшие в жюри, могли проголосовать за Настю?! Тут же было как у Маяковского в стишке — совершенно очевидно, где хорошо, а где плохо. Не надо за меня, но за нее-то зачем?

Ответ прост: наверное, по политическим соображениям. Я узнала, например, убийственную историю о том, как Матецкий громогласно объявил сидевшему рядом Игорю Крутому, что голосует, как и он, за Валерию, а потом украдкой вписал в бюллетень имя Приходько. Парень, наверное, очень надеется получить 38-ю «фабрику»…

— Переживаешь?

— У меня был легкий шок в первые минуты, когда объявили результаты. А сейчас началась веселуха. Была в воскресенье на показе у Юдашкина, и люди бросались ко мне с цветами, поцелуями, словами поддержки, кричали: «Поздравляем!», словно я и впрямь выиграла этот отбор на «Евровидение». Да и в «Останкино» после эфира у моей гримерки собралась такая толпа, что было бы странно для лузера. Пришел Сакис Рувас со словами поддержки, сказал, что в Греции я бы очень понравилась, если бы прошла в финал. Иосиф Давыдович Кобзон позвонил, говорит: «У всех есть глаза и уши, не переживай, Лера, о тебе вспомнят 17 мая» (после финала «Евровидения»). Шумиха такая! Ощущение, что подобного успеха у меня не было никогда в жизни.

— Не думаешь, что жюри просто и банально предпочло зрелости манящую молодость? Все-таки конкурс — для молодых?

— Молодость — это хорошо, но не думаю, что дело в этом. Во-первых, на «Евровидении» я не была единственной из «зрелых». Там еще та компания собирается! Одна Патрисия Каас чего стоит! Но очень важен опыт. Мне Юля Савичева в свое время говорила, что когда она поехала (на «Евровидение» в Стамбул в 2004 г.), то ничего не понимала. Сейчас бы делала все совсем по-другому. У Приходько — хороший тембр, и это все! Петь по-человечески она не может. Она очень «сырая». Я вообще не понимаю, кому пришла в голову эта настойчиво вдалбливаемая параллель, мол, это вторая Пугачева. Какая Пугачева?! Пугачева была всегда талантливая и обаятельная. Здесь нет ни того, ни другого. Есть только истошно орущая особа. Все! Истерику, которую она изобразила на сцене, может сделать любой человек.

Максим Фадеев: «Европа уснет на 15-м такте»

Г-н Фадеев в жюри был одним из самых титулованных и опытных европрофессионалов. Он выставлял в Хельсинки нашумевшее Serebro, сочинил трогательную Believe Me, с которой Юлия Савичева выступала на «Евросонге» в Стамбуле в 2004 году. Несмотря на то что неопытная «фабрикантка» сильно переволновалась тогда на сцене, Believe Me до сих пор в Европе считают одной из лучших российских песен на «Евровидении».

— Мы видели результаты по телевизору и должны воспринять это как данность. Но вообще-то у нас очень музыкальный народ, он боготворил и «Битлз», и много другой подлинно хорошей музыки… Я голосовал за Валерию и считаю, что из финальной тройки она была ярче всех — профессиональна, ни одной фальшивой ноты, спела красиво, выглядела прекрасно. У меня не было к ней ни одной претензии. К тому же за всю историю «Евровидение» впервые проходит в нашей стране. И мне кажется, к вопросу о том, кто и как будет представлять на этом конкурсе страну, нужно было подойти намного серьезнее и постараться выставить действительно достойного и сильного артиста. Валерия, на мой взгляд, вполне отвечала этим критериям. Стинг использовал музыку Прокофьева, и это было очень красиво. А у Валерии звучала цитата из Первого концерта Чайковского. Никакой лубочности, псевдонародности, но в то же время очень национально и одновременно стильно — прекрасный символ великой культуры великой страны на международном конкурсе в исполнении достойной артистки! Именно в Москве. Все это могло бы быть, но теперь осталось только «бы».

— А Константин Меладзе говорит, что зато мы покажем дружбу народов…

— При чем тут дружба народов? Какая связь между песней, конкурсом «Евровидение» и политической ситуацией в стране и ему ли эту ситуацию решать?

— С другой стороны, может ли эту «дружбу» укрепить очевидный демарш — сперва Приходько наскандалила в Киеве, потом укатила в Москву, тут ее приняли с распростертыми объятиями и даже устроили Украине публичную порку из московской студии на специальном телемосте у Савика Шустера. К «сектору газа» в нашей «дружбе» еще и добавятся певицы раздора? Не откликнется ли на такую «дружбу» Украина насмешливыми двумя-тремя баллами во время голосования на «Евровидении», как это уже было однажды с Подольской?

— Боюсь, ты прав. Мне сдается, что в этой ситуации меньше всего кто-то думал о «дружбе народов».

— Почему в вашем жюри произошел раскол в таком простом и очевидном вопросе?

— Скажу сразу, на меня лично никто не давил, никто не просил за кого-то голосовать. В этом смысле никакой ангажированности я не чувствовал. Но в прошлом году, когда я тоже был в составе жюри, мы единогласно (и так же, кстати, как народ) проголосовали за песню Билана Believe. Одни члены жюри ее послушали заранее, я слышал и видел впервые во время конкурса на сцене и без всяких сомнений поставил ему 10 баллов, для того чтобы он поехал бороться за честь своей страны. В нынешнем жюри, видимо, понятия о чести тоже были разные, как и оценки…

«Московский комсомолец».

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page