Урожденная затрапезнова

Дай Бог каждой газете таких верных, неравнодушных читателей, каких имеет «Золотое кольцо». Сколько интересных тем, рассказов о талантливых, неординарных людях, о погибающих памятниках истории и культуры появилось на наших страницах только благодаря читателям. Вот и этот материал обязан своим появлением на свет нашей давнишней подписчице Маргарите Владимировне Бесчастновой.

Дай Бог каждой газете таких верных, неравнодушных читателей, каких имеет «Золотое кольцо». Сколько интересных тем, рассказов о талантливых, неординарных людях, о погибающих памятниках истории и культуры появилось на наших страницах только благодаря читателям. Вот и этот материал обязан своим появлением на свет нашей давнишней подписчице Маргарите Владимировне Бесчастновой.

НА ЭТОТ РАЗ РАССЛЕДОВАТЬ

НЕ ПРИШЛОСЬ

Она с особенным вниманием читает в нашей газете материалы, связанные с историей Ярославля. Некоторые из них бережно хранит на протяжении многих лет. К таковым относятся и две последние публикации о родословной купцов Затрапезновых — «Потомки купцов Затрапезновых, оказывается, рядом с нами» (28 ноября 2008 года) и «Две ветви одного рода вновь обрели друг друга» (20 января 2009 года). Уже на следующий день после выхода второго материала Маргарита Владимировна позвонила в редакцию и сообщила мне о том, что она знает еще одного потомка этого старинного рода. Женщина не поленилась сходить в тот самый дом на Градусово, где некогда жила одна из представителей рода Затрапезновых, поговорить с жителями дома и, наконец, сообщить мне телефон Екатерины Сергеевны Колобовой, урожденной Затрапезновой.

Два предыдущих материала об истории рода касались отростков ветви Семена Константиновича Затрапезнова. Однако я упоминала, что у него был старший брат Александр. И оказалось, что живет в Ярославле и эта ветвь. К моему удовольствию, на этот раз расследовать практически ничего не пришлось. Я едва успевала записывать рассказ Екатерины Сергеевны о всех представителях этой ветви, начиная с Александра Константиновича и его третьей жены Варвары Михайловны. Причем свой рассказ Екатерина Сергеевна тут же подтверждала фотографиями и документами. Передо мной развернулся целый вернисаж. Все бы так хранили память о своих предках, глядишь, и не превратились бы мы в Иванов, родства не помнящих. Удивляюсь, как это музейные работники до сих пор остаются столь пассивными в отношении изучения истории своего города. Какие сокровища хранятся в архивах некоторых ярославцев, в их памяти и ждут своего открытия. Сами не откроются, силы и любовь к тому надо приложить.

РАССМАТРИВАЯ СТАРЫЕ ФОТОГРАФИИ

Самой старой фотографией в архиве Екатерины Сергеевны Колобовой оказалась фотография ее деда Александра Константиновича Затрапезнова с его третьей женой Варварой Михайловной. Жаль, что не датирована, однако, если учесть, что Александр Константинович умер в 1900 году, а до того в браке с Варварой Михайловной у него родились трое детей — Анна, Ольга и Сергей, можно предположить, что перед нами 90-е годы XIX века.

Самой же уникальной фотографией я считаю ту, на которой запечатлены разом Затрапезновы трех поколений во главе с бабушкой Варварой Михайловной. Здесь дочь Анна с мужем Вячеславом Константиновичем Мосальским и их двое детей — Руфина и Татьяна, дочь Ольга с мужем Иваном Астафиевичем Тихомировым и дочерью Ниной, сын Сергей с женой Ольгой Федоровной. Трагично сложилась судьба семьи Тихомировых. Иван Астафиевич долгие годы работал в управлении Северной железной дороги. В 30-х годах был репрессирован и получил 25 лет лагерей, следом за ним ушла на 8 лет и Ольга Александровна. Оба они канули невозвратно и бесследно. Дочь их умерла.

ИЗ ЖИЗНИ ЗАТРАПЕЗНОВЫХ: ВАРВАРА СЕРГЕЕВНА

У Сергея Александровича Затрапезнова и его жены Ольги Федоровны было трое детей — Варвара, 1923 года рождения, Александр, 1924 года рождения, и Екатерина, 1927 года рождения. Варвара Сергеевна умерла в 1994 году. В молодости она заболела туберкулезом, долго лечилась, замуж не выходила, а потому фамилию Затрапезновых несла до самой смерти, то есть дольше всех из исконных Затрапезновых. Похоронена она рядом с отцом на кладбище Тугова гора.

СЕРГЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ

Сергей Александрович до революции и в годы нэпа продолжал дело своего отца — торговал железоскобяным товаром. Его лавки находились в цент-ре города, в нынешнем Депутатском переулке. В годы советской власти содержал лавку по починке примусов, керосинок и прочей хозяйственной мелочи на площади Труда. В последние годы жизни подрабатывал сторожем в пошивочной мастерской в Ямском переулке. Умер в 1940 году. Похоронен на Туговой горе.

АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ И ВАРВАРА МИХАЙЛОВНА

Его сын Александр пропал без вести в 1942 году под Старой Руссой в возрасте 18 лет. В этом же году уехала из Ярославля и Варвара Михайловна Затрапезнова. Она жила с семьей дочери Анны, муж которой работал начальником одного из цехов 62-го завода. Когда завод эвакуировали в Челябинск, уехала туда и Варвара Михайловна, там и умерла. Могила ее мужа Александра Константиновича, к сожалению, не сохранилась. По утверждению Екатерины Сергеевны, он был похоронен на Леонтьевском кладбище, но не там, где находится нынче основное место захоронения купцов Затрапезновых, а ближе к церкви. Перед своим отъездом в Челябинск Варвара Михайловна могилу не перерегистрировала. Когда уже подросшие внуки решили все-таки отыскать могилу деда, им это не удалось, поскольку по малости лет они плохо помнили ее место. Да, может, на тот период и не было уже ее. Каток времени с помощью человеческого фактора хорошо утюжит это старинное кладбище. Сохрани мы его в исконной целости, и оно бы стало памятником многолетней истории нашего города.

ОЛЬГА ФЕДОРОВНА

Отец Ольги Федоровны Затрапезновой Федор Петрович Юдин был владельцем лесопильного завода за Которослью. В Ямской слободе имелся у Юдиных собственный дом. Пока был жив муж, Ольга Федоровна домовничала. В годы Великой Отечественной пошла работать в артель имени Крупской, где шила белье для солдат. Вскоре сломала руку, после чего работать уже не могла. Жила она с незамужней дочерью Варварой. Умерла в 1976 году. В эти годы хоронить на Туговой горе было запрещено, и положили ее не рядом с мужем, а в Соснах, на кладбище близ села Сопелки, что по дороге на Туношну.

УДОСТОВЕРЯЮ ПОДПИСОМ И ПРИЛОЖЕНИЕМ ПЕЧАТИ

Среди бумаг, что бережно хранит в своем архиве Екатерина Сергеевна Котова, есть одна, которая, бесспорно, является уникальной и представляет большой интерес для всего православного мира.

Ольга Федоровна была второй женой Сергея Александровича Затрапезнова. С первой женой, прожив малое время, они разошлись. Для того чтобы заключить второй церковный брак, необходимо было заручиться разрешением на то церкви. Вот что значится в тексте, датированном

25 январем 1921 года: «Дано сие свидетельство гр-ну г. Ярославля Сергею Александровичу Затрапезнову в том, что брак его с женою Надеждой Павловной, рожденной Соколовой, совершенный 17 января 1910 года причтом Ярославской градской Петропавловской церкви и записанный в метриках сей церкви под N 2, мною, Агафангелом, Божией милостию Митрополитом Ярославским, признан расторгнутым, и что ему, С. Затрапезнову, дано разрешение вступить во второй церковный брак, если по составлению прео-

брачного контракта не встретится канонических к сему препятствий. Что удостоверяю в конце подписом и приложением печати. Агафангел Митрополит Ярославский».

Приложена к сему и печать канонизированного ныне митрополита Агафангела, чьи мощи в 2000 году после канонизации были перенесены из храма Святителя Леонтия в Казанский женский монастырь, расположенный в центре Ярославля. Вот так тесно переплетаются человеческие судьбы, образуя тем самым неповторимую канву истории.

ЕКАТЕРИНА СЕРГЕЕВНА КОЛОБОВА, УРОЖДЕННАЯ ЗАТРАПЕЗНОВА

В 1946 году она окончила Ярославский техникум резиновой промышленности и всю жизнь, 36 с половиной лет, проработала на Ярославском асбестовом заводе старшим инженером лаборатории. Имеет немало наград, в том числе медали «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны», «За трудовое отличие». В 1953 году вышла замуж, через год родилась дочь Нина, с которой и живет она сейчас. У нее одна внучка Наташа и пра-

внучка Валерия, которая в прошлом году пошла в первый класс. Сейчас ей уже тяжело самой ухаживать за могилами родных, тех, кто нашел свой последний приют на Туговой горе. Ухаживает за ними дочь. Там рядышком покоятся двое с фамилией Затрапезновых — Сергей Александрович и его дочь Варвара Сергеевна. Екатерина Сергеевна — последняя урожденная Затрапезнова, проживающая ныне в Ярославле, потому, наверное, и хранит столь заботливо все, что касается ее рода. Чистейшего русского православного рода купцов Затрапезновых. Уж и во всей державе нашей вряд ли много найдется столь мощных родословных со столь сильной корневой системой исконно русских кровей. Шутка ли, чуть не четыре столетия стоит затрапезновское древо, крепко стоит, не качается, чужих к себе не подпускает. У историков и краеведов Ярославля еще есть время услышать из первых уст рассказ о жизни некоторых представителей рода, посмотреть на уцелевшие семейные реликвии, фотографии и сделать все это достоянием истории. Теперь уже можно без труда продолжить родословное древо купцов Затрапезновых, которое в книге Алексея Грязнова «Ярославская Большая мануфактура», вышедшей в 1910 году, заканчивается сыновьями Константина Федоровича Затрапезнова — Александром и Семеном. Напомню, что могила самого Константина Федоровича находится на Леонтьевском кладбище и пока еще ее можно сохранить.

Вторая урожденная Затрапезнова, дочь Константина Семеновича Затрапезнова, Валерия Константиновна Шер, проживает ныне в Керчи. Ее отец и отец Екатерины Сергеевны Колобовой были двоюродными братьями.

Любовь НОВИКОВА.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page