Движение без ног

Для того чтобы получить инвалидную коляску, безногому мужчине из далекого села пришлось сдавать множество анализов, проходить флюорографию, посещать терапевта и хирурга. ИНВАЛИДЫ, как правило, люди небогатые, живущие на помощь государства и не имеющие возможности купить коляску по нынешним ценам.

Для того чтобы получить инвалидную коляску, безногому мужчине из далекого села пришлось сдавать множество анализов, проходить флюорографию, посещать терапевта и хирурга.

ИНВАЛИДЫ, как правило, люди небогатые, живущие на помощь государства и не имеющие возможности купить коляску по нынешним ценам. Порядок здесь следующий: попасть на прием к врачу (если инвалид без ног — значит, к хирургу) и взять направление, так называемый посыльный лист на ВТЭК, где необходимо получить индивидуальную программу реабилитации. Далее инвалид становится на учет и через соцстрах имеет возможность в порядке очереди получить коляску. В данном случае комнатную, так как для приобретения уличной коляски процедура значительно усложняется: проходить надо нескольких врачей-специалистов, в том числе окулиста и хирурга, к последнему на прием ехать придется даже не в райцентр, а в Ростов — в Борисоглебской районной поликлинике такого специалиста нет.

Узнав о предстоящих хлопотах, часть инвалидов попросту отказываются от намерения получить новую коляску либо откладывают вопрос на неопределенное время: может, закон когда-нибудь смилостивится над ними. Да и как вы представляете себе хождение без ног по кабинетам и коридорам, стояние в очередях, подъем по лестнице, поездку на автобусе? Нанимать всякий раз машину? Заказывать такси? И ведь ездить придется не единожды, а инвалидам-пенсионерам это не по карману.

У инвалида I группы Валерия Никифорова давно требовала замены комнатная коляска, полученная более 10 лет назад в доме-интернате, пережившая до него не одного хозяина. За долгие годы эксплуатации приходилось возить коляску к сварщику, не раз менять отдельные детали и колеса (из последних особо дефицитными оказались передние подвижные колеса, их приходилось заказывать в Москве на велорынке), а в последние годы заклеивать трещины и ненадежные места конструкции «холодной сваркой», но для всякой техники приходит время износа. В ненамного лучшей ситуации находилась и уличная рычажная велоколяска, срок службы которой также близится к 10 годам. Валерию помогли специалисты соцзащиты: до оформления документов выдали во временное пользование комнатную коляску, а главное — вселили надежду, что дело это не такое безуспешное. Так как в год можно получить только одну коляску, решили ограничиться пока малой целью — комнатной коляской. Выяснилось также, что осуществлять сбор документов и даже присутствовать на ВТЭК самому инвалиду в этом случае необязательно. Можно осуществить это через доверенное лицо. А вот процедура приобретения уличной коляски потребует уже личного посещения всех врачей. Но даже при столь упрощенном порядке действий получить заветный посыльный лист от хирурга удалось лишь с третьего раза — после направления к терапевту (а это уже участковая больница в селе Вощажникове), сдачи всех анализов (благо в особых случаях практикуются больницей выезды для взятия анализов на дому) и флюорографии (редкой удачей оказался приезд в это время в деревню выездного флюорографического кабинета, иначе на рентген пришлось бы ехать в райцентр).

Борисоглебская поликлиника, к слову сказать, одно из многих в райцентре общественных зданий (новая, построенная по проекту с учетом современных требований), оснащенных пандусом для заезда на инвалидной коляске и лифтом. Обстоятельство немаловажное, так как несложно представить себе, какой проблемой становится для инвалида-колясочника передвижение в нашем мире, который со своими благами цивилизации устроен явно не для этих людей. Каким препятствием для человека без ног в инвалидной коляске является бесконечное преодоление тротуарных «бровок», ступенек входов, узких дверей, лестниц. Попасть в любое учреждение, будь то Сбербанк или аптека, магазин или сельская и районная администрации, не говоря уже об общественном транспорте, ямах и колдобинах наших дорог, — всюду затруднения. В какую проблему превращается, к примеру, процедура получения справок в инстанциях, обмен паспорта и т. п. Кстати, чтобы сфотографироваться на паспорт по случаю его обмена по возрасту, на своей рычажной коляске Валерий Никифоров ездил за 20 километров из деревни в райцентр и обратно!

Историю получения этой коляски в 2001 году Валерий вспоминает до сих пор как пример человечного отношения к проблемам инвалида: «Жили мы тогда в Рязанской области, в деревне, куда и доехать проблема. Оформить эту коляску помогла нам сельский фельдшер через участковую больницу в соседнем селе — без сбора справок и ВТЭК! Единственное, пришлось только договариваться с машиной, чтобы привезти новую коляску с базы из областного центра. Тогда же проходил обмен старых, советского образца, паспортов на новые. Собрали все мои документы, но как поехать в район, в паспортный стол за 50 км? Жена с ребенком только из роддома вернулась. Обратились за помощью к председателю сельсовета. Она оказалась понимающим человеком. Через несколько дней приезжает к нам специалист из сельсовета с готовым новым моим паспортом, мне осталось только расписатьcя в книге о выдаче документа — выходит, в порядке исключения, под ответственность административного работника это допускается».

В последнее время много принимается в нашем государстве законов «по инвалидам», вроде для облегчения их положения, а в реальной жизни год от года чиновничьи, бюрократические препоны не уменьшаются. В этой ситуации многие насущные проблемы людей с ограниченными возможностями могли бы решиться подобно вышесказанному «порядку исключения», с пониманием специфики их жизни.

Виктория НЕСТЕРЕНКО, Борисоглебский район.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page