Несется по кочкам душа в рай

Жители семи деревень, расположенных в пятнадцати километрах от Рыбинска, чувствуют себя Богом забытыми, и, чтобы привлечь к себе внимание облеченных властью людей, они в знак протеста готовы перекрыть оживленную автотрассу. Но чтобы добраться до автотрассы, им нужно пройти три километра по ямам и ухабам вдрызг разбитой сельской дороги, ремонта которой они как раз и добиваются долго и упорно. СЕРГЕЙ и Татьяна более или менее благополучно добрались до деревни Харитоново.

Жители семи деревень, расположенных в пятнадцати километрах от Рыбинска, чувствуют себя Богом забытыми, и, чтобы привлечь к себе внимание облеченных властью людей, они в знак протеста готовы перекрыть оживленную автотрассу. Но чтобы добраться до автотрассы, им нужно пройти три километра по ямам и ухабам вдрызг разбитой сельской дороги, ремонта которой они как раз и добиваются долго и упорно.

СЕРГЕЙ и Татьяна более или менее благополучно добрались до деревни Харитоново. Специально засекли время — от Рыбинска до Глушиц по асфальтированной автотрассе на пятнадцать километров пути они потратили на езду меньше пятнадцати минут, три километра по грунтовой дороге от Глушиц до Харитонова преодолели за полчаса. Можно сказать, быстро добрались до места. Вездеходный «уазик» — это самое то, чтобы ездить по такой трассе. К тому же Сергей уже наизусть изучил коварную дорогу. Но и он не всегда успешно преодолевает ямины, колдобины и валуны, которыми щедро усеяна эта дорога. Да что «уазик», пожарным машинам добраться по расхлябанной дороге до семи прижавшихся друг к дружке деревень — Харитоново, Архарово, Юрино, Банино, Васькино, Гаврилково, Гришкино — это морока. Случались пожары, так огнеборцы, преодолев бездорожье, успевали только к головешкам.

А что там говорить про «скорую помощь». По такой дороге машина-«неотложка» едет по пословице: улита едет — скоро ль будет. Человек проходит за час пять километров, почти столько же времени уйдет, чтобы на машине в распутицу преодолеть самый расхлябанный участок дороги протяженностью два километра. Но по грязи бегом не побежишь. По ней впору шагать в болотных сапогах. Так и делают взрослые дети и внуки, когда навещают пожилую родню в тамошнем крае. Поэтому местные жители стараются меньше болеть и отдают предпочтение народной медицине. А случись умереть человеку, а в деревнях живут в основном пожилые люди, то надумаешься, как достойно проводить покойника в последний путь на кладбище в Глушицах. На каждом ухабе катафалк так трясет, что, того гляди, души живых на этих ухабах до срока отлетят в рай вместе с душой усопшего.

Если разобраться, то не в тайге, не в тундре живут около восьми десятков постоянных обитателей семи деревень (летом вместе с дачниками численность населения увеличивается вдвое). Рядом проходит железная дорога. Пригородные поезда останавливаются на станции Просвет, от которой до деревни Харитоново всего полкилометра. Но название станции для ее жителей, как и жителей соседних деревень, звучит издевательски. Там негде укрыться от дождя, ветра и снега. Там разрушена железнодорожная платформа. Поэтому бабушки с их больными ногами на коленках вползают на ступеньки железнодорожного вагона. Но это мелкие печали. Много ли груза привезешь на себе в поезде? И тем более проводники не позволят везти баллон с пропаном. Так что с доставкой баллонного газа автотранспортом по причине плохой дороги тоже проблема.

Говорят, обещанного три года ждут. Жители семи деревень нынешней Судоверфьской сельской администрации ждали шесть лет, когда отремонтируют дорогу. Однажды, лет пять тому назад, они дождались-таки ремонта. Дорожники засыпали самые глубокие ямы и колдобины строительным мусором вперемешку с кусками железобетонных блоков с торчащей во все стороны арматурой. С тех пор водителям помимо ухабов нужно опасаться еще этих надолбов и «ежей».

Единственно, чего жители добились от Судоверфьской сельской администрации, так заключения договора об очистке дороги от снега один раз в месяц. Поэтому написали в муниципальный совет Рыбинского муниципального района петицию, под которой стоят семьдесят семь подписей.

Петицию доставила по назначению председателю муниципального райсовета Юрию Ефременкову Татьяна Трифонова. Она предприниматель. Возит в Харитоново и окрестные деревни продовольственные товары. Сергей — ее наипервейший помощник: он и водитель, и экспедитор. Так что сельские жители разве что не молятся на Татьяну и Сергея. Они обеспечивают им связь с Большой землей.

Депутаты беды местных жителей приняли близко к сердцу и на заседании комиссии по социальной политике муниципального совета обсудили злободневный вопрос.

Юрий Ефременков озвучил их коллегиальное решение:

— Вся сложность состоит в том, что мы не имеем права тратить деньги из районного бюджета на ремонт дороги, которая находится в областном подчинении, а если конкретно — в ведении департамента дорожного хозяйства администрации Ярославской области. Иначе нас могут обвинить в нецелевом расходовании средств. Поэтому от имени депутатов муниципального совета Рыбинского муниципального района были подготовлены и направлены соответствующие обращения о необходимости провести ремонт указанной дороги депутатам областной думы, губернатору Ярославской области Сергею Вахрукову, директору областного департамента дорожного хозяйства Владимиру Соловьеву. Во избежание социального взрыва мы просим изыскать возможность включить дополнительно в план работы областного департамента дорожного хозяйства на 2009 год частичный ремонт особенно разбитых участков этой дороги на протяжении двух километров и предусмотреть средства на содержание этой грунтовой дороги. Нами также направлено письмо в Ярославское отделение Северной железной дороги с просьбой оказать содействие в решении вопроса о ремонте пассажирской платформы Просвет.

Но сомнительно, что в этом году в судьбе жителей семи деревень под боком Рыбинска произойдут существенные изменения. В Рыбинском муниципальном районе

из-за плохого состояния дорог под угрозой закрытия оказались четыре маршрута, по которым ходят школьные автобусы. В областном департаменте дорожного хозяйства скорбят по поводу нехватки денег на ремонт и развитие дорог области. В 2009 году на эти цели выделяется менее 10 процентов от норматива. Комментарии, как говорится, излишни. От железнодорожного начальства тоже пока ни слуху ни духу.

Александр СЫСОЕВ.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page