Майская крапива — для зимних щей

Наша природа не балует человека в отличие от южных краев. Но с давних пор деревенские жители в лесах по берегам Волги находили себе витаминные лакомства, пригодные для их неизбалованного желудка. ПАПОРОТНИК ВМЕСТО ГРИБОВ Например, как только сойдет снег, в сосновом бору в Мышкине уже появляются первые нежные побеги папоротника, «стрелы», как их еще называют.

Наша природа не балует человека в отличие от южных краев. Но с давних пор деревенские жители в лесах по берегам Волги находили себе витаминные лакомства, пригодные для их неизбалованного желудка.

ПАПОРОТНИК ВМЕСТО ГРИБОВ

Например, как только сойдет снег, в сосновом бору в Мышкине уже появляются первые нежные побеги папоротника, «стрелы», как их еще называют. Кстати, о нем мы больше знаем из сказок да повестей Гоголя про то, как в ночь на Ивана Купалу распускается на этом растении колдовской цветок. Папоротники, как считают биологи, — это остатки выродившихся древних пальмовых лесов, некогда покрывавших землю. Первые побеги этой карликовой пальмы нежные, бледно-зеленые, иногда с фиолетовым оттенком. Похожи они на стручки. Их собирают, аккуратно отламывая у земли. Затем вымачивают примерно в течение часа в воде. Потом 10 — 15 минут отваривают. Слив воду, стрелы поджаривают на сковородке с маслом и луком. Можно, как в грибы, добавить яиц. Да и по вкусу жареный папоротник напоминает эти лесные дары. Неплохо им полакомиться в то время, когда еще никакими грибами в сосняке не пахнет.

Жаль, что собирать это лакомство можно лишь в течение недели. Затем побеги распускаются и становятся деревянистыми.

СОСНОВЫЙ СОК В ЛЕНТАХ

После березовицы, то есть березового сока, в первой половине прошлого века деревенские мальчишки в наших краях лакомились и сосновым соком. И меня в детстве когда-то несколько раз угощали им. Для этого небольшую сосенку очищали от коры, под которой открывались сочные, сладкие ленты, пряно отдающие сосновой смолой. Их надо съедать сразу же. А то они затвердеют. Но после тех лесных угощений я больше никогда не решался попробовать эти ленты. Жалко молодое деревце, после такой подсочки оно хотя и залечивает раны смолой, но все равно чахнет.

ОПЕСТРЫШИ ПО-АРХАНИНСКИ

Моя жена родом из мышкинского села Архангельского, или Арханина, как говорили там в просторечии. Арханино далеко от Волги, стоит оно по соседству с лесными массивами Некоузского района. Там она вместе со своими друзьями собирала на весенних полях так называемые опестрыши. В других местах их еще называют пестами. Это полевой хвощ. Его первые побеги появляются на луговинах и окраинах полей еще до того, как трава пойдет в рост. Это коричневатые, с набалдашниками на концах, чешуйчатые перья. Они мягкие, сочные. В разных краях на Руси мальчишки и девчонки с давних пор выискивали и ели их сырыми, хотя кое-где их употребляли и в виде селянки с яйцами и молоком и даже делали из них начинку — фарш для пирогов.

Сейчас появились в медицинской литературе сведения о том, что эти опестрыши обладают очищающими организм свойствами.

ЗАКУСКА НА МЕЖЕ

Когда-то, лет сто назад, в деревнях употребляли в пищу травы борщ и дягель. Теперь об этом сохранились лишь воспоминания. А лебеда в семнадцатом столетии продавалась на рынках наравне с пшеницей и стоила недешево. Ее вытеснил картофель. А вот некоторые другие дары зазеленевших лужков и обочин сельских дорог, наоборот, заняли прочное место в меню людей малообеспеченных или безработных. Да и витаминов, особенно С, так нужных после зимы, в этих травах очень много.

Не раз приходилось видеть, как, расположившись прямо на меже, где щавель произрастает, закусывали им огородники горячительные напитки. Тут, однако, следует оговориться. Теперь даже в сельской местности все дары лесов и зарастающих полей надо собирать с осторожностью, на знакомых местах. Нельзя собирать также щавель и крапиву в местах, где хоронят животных, и там, где прежде были склады минеральных удобрений и ядохимикатов. Автор этих строк пользуется крапивой только из соснового бора с берегов речки Каменки. А чаще — из своего огорода. Это надежнее.

ПО РЕЦЕПТУ СВЯТОГО СЕРАФИМА

Нарезанную крапиву надо обдать кипятком. Можно и поварить с минутку. Затем, слив воду, вывалить на тарелку и добавить дольки холодного соленого огурчика, а то и рассола. Получится очень приятный салат, к которому так и захочется принять стопку водочки. В крапиве сейчас много витаминов, съешь тарелку — на желудке сразу же появится приятная сытость. Не зря во времена Ивана Грозного в известной книге «Домострой» ее рекомендовали солить на зиму, как капусту.

А весенняя, майская крапива и вовсе считается целебной. Если ее насушить, например, мешок, то на всю зиму хватит. И заправленные ею щи будут вызывать своим ароматом не только хороший аппетит, но и образы летнего солнечного разнотравья.

Вместе с крапивой у нас безработные огородники иногда едят и сныть. Это мелкая, мягкая и кудреватая травка вырастает на картофельных полосках вместе с сорняками. В пищу на Руси она использовалась еще в глубокой древности. Ею питались монахи-подвижники. Например, старец Серафим Саровский. Совершая подвиг пустынножительства в лесу, он разбил у своей хижины огород и, как сказано в его жизнеописании, приучил свое тело к такому воздержанию, что не стал вкушать и хлеба насущного, питаясь одними овощами. Это были картофель, свекла, лук и трава, называемая снытью. Ее великий подвижник употреблял в вареном виде, запаривая в горшке. Нелишне припомнить все это сейчас, во времена кризиса.

Николай СМИРНОВ, Мышкин.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page