Кому нужны больные солдаты?

Общероссийская общественная организация «Комитет солдатских матерей России» осуществляет свою правозащитную деятельность с начала 90-х годов прошлого века. Главные цели этой организации: привлечь внимание общественности, органов государственной власти к вопросам соблюдения прав человека в Вооруженных силах Российской Федерации, содействие оказанию правовой помощи и социальной защиты молодым людям, подлежащим призыву на военную службу и проходящим военную службу по призыву, а также их родителям.

Общероссийская общественная организация «Комитет солдатских матерей России» осуществляет свою правозащитную деятельность с начала 90-х годов прошлого века. Главные цели этой организации: привлечь внимание общественности, органов государственной власти к вопросам соблюдения прав человека в Вооруженных силах Российской Федерации, содействие оказанию правовой помощи и социальной защиты молодым людям, подлежащим призыву на военную службу и проходящим военную службу по призыву, а также их родителям. За годы своего существования организация завоевала большой авторитет у населения нашей страны, оказывая содействие сохранению здоровья и жизни молодых воинов, помогая родителям погибших в армии военнослужащих.

С марта 2009 года и у нас в областном центре было открыто Ярославское региональное отделение ООО «Комитет солдатских матерей России». Его возглавил офицер запаса Российской армии Павел Колесников. Ярославское отделение просуществовало немногим больше двух месяцев, а работы у армейских правозащитников уже невпроворот. Звонят по горячим телефонам, обращаясь за помощью, солдатские матери, жены, сами военнослужащие и, конечно же, призывники.

А проблем у этой категории молодых ярославских граждан, да и не только ярославских, но и у тех, кто проходит срочную службу на территории нашей области, оказывается, очень много, и все они болят. Особенную остроту они получили сейчас, во время весеннего призыва. У юношей накопилось много вопросов к тем, кто занимается сегодня пополнением контингента Вооруженных сил Отечества — к районным военкоматам. Недовольны юные рекруты методами, которыми люди в погонах стараются загнать их в казарму. Разумеется, речь отнюдь не о тех молодых людях, что всеми правдами и неправдами пытаются откосить от армейской службы, а о тех, кому таковая противопоказана как смертельно опасная или кому согласно российскому законодательству положена отсрочка от армии. Например, о тех же студентах очного обучения государственных вузов, имеющих лицензию. Так, недавно одному студенту 4-го курса дневного отделения Ярославского технического университета пришла повестка из Заволжского военкомата со строгим предписанием о призыве на военную службу.

Со стороны военкоматов имеется немало грубых нарушений прав призывников. Особенно, по словам Павла Колесникова, много жалоб поступает на работу призывной врачебной комиссии. В частности, сотрудники Комитета солдатских матерей совсем недавно рассказали мне, мягко говоря, странную историю…

Не надо быть большим специалистом, чтобы определить годность или негодность Миши Бухарина к несению ратной службы. Парнишка в свои девятнадцать еле тянет на 15-летнего школяра: рост, как говорят в народе, метр с кепкой, вес — 50 килограммов. Заболеваний с детства накопил столько, сколько не у всякого старичка наберется: синусовый ритм, тахикардия, пролапс передней створки митрального клапана, генерализованные судорожные припадки, нейроциркуляторная дистония по смешанному типу, неполная ремиссия, направление на обследование к психоневрологу и неоднократные вызовы бригад «скорой помощи» при припадках с пеноотделением — этого уже достаточно для того, чтобы получить белый билет. Ан нет.Мишка, расска-

зывая свою призывную эпопею, волнуется так, что чуть не хлопнулся в обморок прямо в редакции.

— Пришел я со всеми документами на комиссию, подошел к первому врачу — неврологу. Он спросил: «Как у тебя со здоровьем?» Я говорю: «Вот, в обмороки падаю. Судороги бывают, пена изо рта идет». Документы показываю, он взял документы, посмотрел. Я спрашиваю: «Я годен в армию?» Он говорит: «Нет, не годен однозначно, но служить надо». Положил мои документы в папку общую, что-то на них подписал и отправил меня к следующему врачу. Потом я увидел, что на документах стоит написанное его рукой: «Категория «А». И так прошел по всем врачам, в том числе и у главного врача был. Все написали то же самое: годен. И дали направление на обследование.

Павел Колесников поясняет:

— Категория «А» — значит годен к военной службе без ограничений. Категория «Б» — годен с незначительными ограничениями. Чтобы не ходить в армию, нужна категория «В» или «Г». «Г» — это полностью не годен.

Мишку отправили домой, велели прийти через две недели, сказали, что будут определять категорию годности.

То есть еще раз приказали пройти обследование. Правда, призывнику Бухарину врач-невролог заметил, мол, лучше в армии отслужить, чем с такой болячкой жить.

На самом деле Миша это обследование уже два раза проходил. И это целая история с географией. Не так давно дома Миша упал в обморок, мать вызвала «скорую». Отвезли в больницу — сначала в восьмую, там провели осмотр и отправили в медсанчасть ЯЗДА, там послушали и отправили пешком домой, порекомендовали наутро сходить к неврологу в молодежную поликлинику. В молодежной поликлинике Мишу заставили обойти всех врачей, сдать соответствующие анализы. Миша предписание врачей добросовестно выполнил, а на следующий день после сдачи анализов приступ у него повторился. Опять приезжала «скорая». На сей раз бедолагу сразу положили в стационар медсанчасти ЯЗДА. В стационаре парнишка пролежал около двух недель — с 9 по 20 апреля сего года. Что за курс лечения был назначен, Миша не понял. Говорит, давали таблетки — то ли от давления, то ли глицин. К диагнозу добавилась аритмия, о чем в выписном эпикризе за N 493 и записано. (Копии медицинских документов в редакции.)

Через неделю после выписки припадок снова повторился со всеми атрибутами: пена изо рта, потеря сознания. Когда пришел в себя, увидел склонившихся над ним врачей — опять приехала «скорая», опять увезли в неврологию.

— Курс лечения был, — говорит с недоумением Миша, витамин В12 и глицин… Дали эпикриз практически нулевой. И выписали.

А дома опять приступ за приступом. Последний раз во время приступа врач «скорой» попросил Мишину мать принести кардио-граф — якобы случайно оставили его в машине. Как только женщина вышла из дома, доктор спросил: «Служить не хочешь? Призывник?» Миша никак не может понять, что происходит.

И я не понимаю. Пришел в призывную комиссию, заявил, что у него есть серьезное заболевание, подтвердив свое сообщение медицинскими документами — не прошлогодними какими-то, а свеженькими, только что написанными. Однако внимания на них никто не хочет обращать. И отправляют его на новое медицинское обследование. Чтобы еще раз подтвердить, что заболевание у него есть.

А между тем нейроциркуляторная дистония (астения) представляет собой синдром функциональных нарушений деятельности сердечно-сосудистой системы, который возникает в результате неадекватности нервной регуляции… Эти нарушения приводят к развитию вегетативной дисфункции, которая в свою очередь вызывает явления сердечно-сосудистых расстройств. Это заболевание и записано в Мишином диагнозе, причем указано, что тип его НЦД — смешанный, то есть третий тип, который, как говорится в медицинском руководстве, обычно характеризуется тяжелым течением. Отсюда вытекает, что у пациента снижены толерантность к физической нагрузке и трудоспособность. Можно долго описывать это нехорошее заболевание скучным медицинским языком — пусть это делают те, кому положено. Мы скажем только одно: при обследовании психологом у большинства больных с НЦД первичного генеза определяется высокий уровень тревоги, невротичности и низкая стресс-устойчивость, что свидетельствует о нарушении социально-психологической адаптации. Таким больным противопоказаны работы, связанные с физическим и нервным перенапряжением, пребыванием в условиях повышенной температуры окружающей среды, наличия токсических веществ, шума и вибрации, работы на неогражденной высоте, у огня и водоемов. Более того, для них рекомендуется лечение в условиях санатория. А армия, как известно, не санаторий. Это суровые будни с боевым оружием в руках. Словом, по всем параметрам призывник Михаил Бухарин однозначно в группе риска. Смотришь на него, и невольно тебя поглощает чувство тревоги, какой-то неотвратимой опасности: что будет со страной, со всеми нами, если оружие в руки возьмут такие мальчишки с неустойчивой психикой, в полустрессовом состоянии…

Правительством подписан указ о создании независимого медицинского обследования. Но для того чтобы его проводить, медучреждению необходимо получить в Министерстве обороны сертификат. В Ярославле такого учреждения нет, поэтому ярославские призывники вынуждены проходить обследование в тех госучреждениях, которые есть в наличии, а точнее, у тех специалистов, к которым направляет военкомат. То есть о независимости и речи быть не может. Вот тут и кроется главная засада. Так, например, послали того же Мишу Бухарина в областную больницу на ЭКГ, услуга платная. Однако врач его не принял, сказал, что в отпуск уходит, хотя Миша накануне записался. Пришлось ехать в другую поликлинику, на улицу Чехова.

С ЭКГ у Мишки вообще чудеса происходили: только что лежал в стационаре медсанчасти ЯЗДА, где ЭКГ снимали, правда, почему-то, когда Миша просматривал документы, обнаружил, что ему выдали результаты кардиограммы некоего гражданина Забродина 70 лет, пошел разбираться, а его результаты куда-то исчезли. Вот и пришлось делать все по новой, и опять за деньги. А денег у учащегося профучилища, который практически находится на иждивении бабушки, инвалида 2-й группы, и больной, только что перенесшей серьезную операцию мамы, нет. А отца у Мишки давно нет, несколько лет назад он погиб в ДТП.

— Единственный выход у нас, — говорит Павел Колесников, — помочь Мише пройти независимое обследование, которое объективно оценит его состояние здоровья, и мы ему в этом поможем. Только одно учреждение, которое нас в этом плане выручает, — это дорожная клиническая больница на станции Ярославль, обследование пусть и на платной основе.

… Что ж, нашим военкоматам надо выполнить план по призыву. Тем более что в армии образовалась явная брешь в людских ресурсах: демобилизовались бойцы, отслужившие полтора года, вслед за ними ушли те, кто по последнему распоряжению правительства отслужил год. Нужно пополнение. А где его взять? Вопрос открытый.

Последняя новость: Миша Бухарин на днях получил новую повестку из Заволжского военкомата, обязывающую его 3 июня вновь прибыть на медицинское освидетельствование. Чтобы выпускников ПУ N 26, где обучается Михаил Бухарин, успели забрить в солдаты, учебу решили закончить не в конце июня, а в начале.

Алла ХАЧАТУРЯН.

От редакции. В региональном отделении Комитета солдатских матерей работает горячий круглосуточный многоканальный телефон 911-911.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page

Переход по сообщениям