Лежите тут тихо и на чужое не зарьтесь

Кладбище, расположенное неподалеку от села Сопелки Ярославского района, напоминает собой небольшой островок среди бескрайних разливов полей. Могучие вековые сосны, под сенью которых нашли свой последний приют поселяне, указывают на то, что кладбище это возникло в незапамятные времена. Но старых захоронений здесь не встретишь. Время неумолимо стирает с лица земли даже память об усопших. И они уходят вглубь, покорно уступая место другим умершим.

Кладбище, расположенное неподалеку от села Сопелки Ярославского района, напоминает собой небольшой островок среди бескрайних разливов полей. Могучие вековые сосны, под сенью которых нашли свой последний приют поселяне, указывают на то, что кладбище это возникло в незапамятные времена. Но старых захоронений здесь не встретишь. Время неумолимо стирает с лица земли даже память об усопших. И они уходят вглубь, покорно уступая место другим умершим.

ПОСТОЯННЫМИ жителями кладбища чаще всего становятся уроженцы села Сопелки и деревень Воробино и Орлово. По нынешним меркам эти населенные пункты не такие уж и маленькие. В Сопелках, например, насчитывается 26 крестьянских хозяйств на 57 человек мужеска и женска пола. От самих Сопелок до кладбища около двух километров. Дорога грунтовая. Полагаю, в распутицу провожать сюда покойного не очень удобно. Ну да крестьяне — народ, не избалованный удобствами. Зато уж само место, выбранное для погоста, настолько живописно, что впору хоть живьем сюда ложиться. С одной стороны неоглядный разнотравный простор, с другой — матушка-Волга вольно раскинулась во всю ширь, медленно плывет в ней вода, не торопится, и все это окаймлено темной рамкой лесов. И без того чистый воздух пропитан здесь особенным сосновым ароматом. Вся площадь кладбища уложена мягкой подопрелой хвоей да шишками.

Долгие годы жил этот деревенский погост своей размеренной уединенной жизнью. Никакие веяния нового времени не долетали до него. Это в городе случись нынче умереть, так за одно только место на кладбище надо выложить немалые тыщи. А здесь до сих пор хоронят по обычаю дедов и прадедов бесплатно. Грех ведь это, родную землю за деньги продавать. Земля — это Божие достояние, а не человеческое. Но вот нынешней весной ветер перемен долетел и до этого тихого уголка. Вокруг всего кладбища был вырыт довольно внушительный ров, напоминающий собой окопы оборонительной линии. От кого же это понадобилось обороняться мирным постояльцам города мертвых? Или это их нападения кто-то опасается?

Увы, в этих вопросах нет никакой насмешки. Живые обитатели планеты во избежание того, чтобы мертвые не посягнули на их жилплощадь, предусмотрительно опахали кладбищенский островок. Мол, лежите тут тихо и на чужое не зарьтесь. Деревенский погост ушел в глухую оборону, а точнее сказать — законсервирован. Теперь на нем будут производить только подзахоронения. Новые могилы копать просто негде.

Такое ограничение территории было бы вполне оправданно в черте города, тут каждый метр на учете. Но здесь, где, куда ни кинь взгляд, поля, поля и поля, такая экономия кажется абсурдной. Но это если по старинке рассуждать. А по-нынешнему выходит, что поля эти не просто необъятные просторы российской земли. Это собственность АПК «Туношна». И не стоит удивляться, если в ближайшее время и дорога к кладбищу, проходящая через эти поля, перестанет быть обыкновенной российской дорогой, принадлежащей всем и каждому, а станет чьей-то собственностью и за проезд по ней надо будет платить. И заплатишь, ибо покойника-то хочешь не хочешь, а надо определять на постоянное место жительства. Я уж не говорю о том, что и само кладбище может превратиться в статью дохода. Причем безотказную статью. С полей-то когда еще доход получишь, да и получишь ли, а смерть собирает свой урожай, невзирая на погодные и экономические катаклизмы. Пусть и не очень великий, да ведь копейка рубль кормит.

Немного своей земли осталось у жителей Сопелок, Воробина и Орлова — только вот этот маленький кладбищенский кусочек, со всех сторон плотно охваченный тисками чужой собственности. Его можно назвать последним форпостом независимой российской земли. Долго ли удастся ему сохранять свою независимость в нашем искореженном реформами последних лет государстве? Реформы эти ничтоже сумняшеся перевернули вверх ногами не только привычный уклад жизни россиян, но, знай наших, посягнули и на вечные ценности. Даже смерть из этого разряда перешла теперь в обычный разряд доходной статьи.

Любовь НОВИКОВА.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page