Секреты Полушкиной рощи

Ярославские беседки словно жемчужины, нанизанные на нитку Которосльной и Волжской набережных — красивейших мест нашего города. Они давно уже стали символами Ярославля, его визитными карточками. Фотографироваться на их фоне любят как гости города, так и коренные ярославцы. К юбилею набережные станут еще краше, еще наряднее, засияют белизной и колонны беседок: на Которосли, Стрелке, Мякушинском спуске, у управления Северной железной дороги.

Ярославские беседки словно жемчужины, нанизанные на нитку Которосльной и Волжской набережных — красивейших мест нашего города. Они давно уже стали символами Ярославля, его визитными карточками. Фотографироваться на их фоне любят как гости города, так и коренные ярославцы. К юбилею набережные станут еще краше, еще наряднее, засияют белизной и колонны беседок: на Которосли, Стрелке, Мякушинском спуске, у управления Северной железной дороги. Но одной из них, по всей видимости, не коснется ни реставрация, ни кисть маляра. А жаль!

CЕЙЧАС мало кто помнит, что в районе Полушкиной рощи в густых зарослях молодых лип и кленов прячется от нескромных взглядов пятая беседка. Рядом с ней не увидишь экскурсантов с видеокамерами. Здесь не играют ребятишки, не гуляют свадьбы. Откуда же она взялась и когда была построена в столь малопосещаемом людьми месте?

Ни в специальной литературе, ни в периодических изданиях ответа не нашлось. Любители-краеведы лишь пожимали плечами, музейные работники разводили руками — дескать, ничего толком не знаем.

Но все-таки кое-что выяснить удалось. Более двухсот лет назад эти места славились дремучим бором, населенным всевозможным зверьем. Ярославцы собирали там ягоды и грибы, охотились на зайцев, лисиц и волков. В то время бор принадлежал дворянам Майковым. В двадцатых годах XVIII века лес был куплен заводчиком Полушкиным. Его именем это место называют до сих пор. В 1748 году Федор Волков — пасынок Полушкина — унаследовал рощу вместе с усадьбой и серным и купоросным заводами. А через два года в бывшем кожевенном амбаре состоялся первый спектакль первого русского театра.

А в XIX веке в Полушкиной роще на высоком волжском берегу Некрасов, будучи несознательным гимназистом, стрелял из пистолета по соснам.

Столетие назад роща оставалась любимым местом отдыха ярославцев. В праздничные дни горожане собирали корзинки для пикника, прихватывали дорожные самовары и отправлялись на отдых на речном пароходике. В Полушкиной роще прогуливались и нарядные дамы с кружевными зонтиками, и солидные купцы с семействами, и простой мастеровой и фабричный люд.

В тридцатых годах XX столетия роща практически полностью была вырублена. На ее месте вырос советский индустриальный гигант — Резиноасбестовый комбинат (РАК). Ближе к Волге планировалось построить поселок типа «город-сад»: небольшое поселение с малоэтажным жильем и большим количеством зелени вокруг. Такие поселки в стиле английского архитектора Говарда становились модными в молодой Советской республике. Мечты были красивыми, но средств для их воплощения не хватало. В итоге для строителей и рабочих РАК был построен аскетичный и рациональный барачный поселок. Первые строители жили даже в землянках. Но так продолжалось недолго: к 1934 году был сдан дом N 1 по проспекту Шмидта — ныне проспект Ленина. Бараки и землянки начали расселяться. Оставшиеся сгорели в годы Великой Отечественной войны.

В 1967 году по краю бывшей рощи была проложена автодорога, и участок берега Волги между железнодорожным мостом и водонапорной станцией был практически заброшен. С годами он стал неуклонно превращаться в свалку. Теперь неизвестную беседку можно отыскать, лишь пройдя по узкой тропинке, заваленной мешками с бытовым мусором. Деревца и кустарники так разрослись вокруг, что ее не увидишь ни с дороги, ни с берега.

Случайно зашедшие сюда ярославцы пытаются угадать, что же за двухэтажные здания стоят в Полушкиной роще. Кто-то утверждает, что это развалины старинной усадьбы. Кто-то уверен: там надо искать клад. Но придется разочаровать любителей романтики: два дома из трех построены из кирпича, выпуск которого был начат после 1935 года. Скорее всего, в это же время была создана и беседка.

Жаль, что этот уголок волжского берега находится в таком запущенном состоянии, а история этого места постепенно стирается из памяти людей.

Ирина ТРОФИМОВА.

 

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page