«феникс» для бюджета что дырка для бублика

Более семидесяти миллионов рублей потеряет областной бюджет в результате бездарных действий банкротизаторов участника провалившейся программы «Феникс» — Ярославского завода сухих строительных смесей («Ярлик»). Как был я прав! Я видел их насквозь! О, лучше бы не понимать, не видеть. Я проклинаю правоту мою! Когда паук утонет в винной чаше, Ее любой осушит не поморщась. Но лишь увидит гадину на дне — Вмиг тошнота и судорога в горле. И вырвет все, что с наслажденьем пил.

Более семидесяти миллионов рублей потеряет областной бюджет в результате бездарных действий банкротизаторов участника провалившейся программы «Феникс» — Ярославского завода сухих строительных смесей («Ярлик»).

Как был я прав! Я видел их насквозь!

О, лучше бы не понимать, не видеть.

Я проклинаю правоту мою!

Когда паук утонет в винной чаше,

Ее любой осушит не поморщась.

Но лишь увидит гадину на дне —

Вмиг тошнота и судорога в горле.

И вырвет все, что с наслажденьем пил.

Вот так лежал паук в моем бокале.

Вильям Шекспир, «Зимняя сказка».

ДАЙ МИЛЛИОН И СПИ СПОКОЙНО!

Ровно год назад, несмотря на все препоны, которые нам чинили высокопоставленные лица, мы добились рассмотрения на депутатской комиссии ярославской думы по экономической политике вопроса о возврате долга по программе «Феникс» в части завода по производству сухих строительных смесей. Заострить внимание на этой проблеме нас вынудила ситуация, грозившая полной потерей областной казной возможностей вернуть долг, измерявшийся семью десятками миллионов рублей.

В 90-е годы прошлого столетия на фениксовский кредит по инициативе чиновников областной администрации среди прочего оборудования для модернизации базы стройиндустрии региона через госпредприятие «Ярославльстрой» была приобретена и финская технологическая линия, предназначенная для выпуска сухих строительных смесей. Ее долго не могли пристроить. А когда наконец купивший ее предприниматель начал организовывать производство продукции, которую до этого в Ярославской области никто не выпускал, выяснилось, что линия… бракованная, прошедшая через руки пяти озолотившихся на этой сделке посреднических фирм из Финляндии, Франции и России. В результате, пока ее доводили до ума, возникли проблемы с возвратом уплаченных за нее денег.

Ну а когда производство все же наконец заработало, в «Ярославльстрое» не придумали ничего умнее, как ввести конкурсное производство и начать его банкротить. Несмотря на всю абсурдность ситуации, линию остановили, а выпуск нужной области продукции прекратили. Напуганное руководство «Ярлика» принялось буквально умолять чиновников исполнительной власти области (ГУП «Ярославльстрой» подконтролен областному правительству) не губить только вставшее на ноги производство, а заключить мировое соглашение и подписать график погашения задолженности. Оно клялось, что выплатит все до последней копейки и предлагало различные варианты разрешения конфликтной ситуации.

Вот тогда-то мне и рассказали о том, что если не будет заключено такое соглашение, а имущественный комплекс «Ярлика» в результате процедуры банкротства пойдет с молотка, то область из причитающегося ей многомиллионного долга может не вернуть ни копейки. Поскольку в первую очередь по действующему законодательству погашаются текущие расходы, а вовсе не старые долги. У руководства предприятия уже тогда возникли подозрения, что тут задействована рейдерская схема, что комплекс могут продать по дешевке своим людям, а бюджет оставить с носом. В мае прошлого года на заседании депутатской комиссии все это прозвучало. Было высказано предположение о том, что истинной целью банкротизаторов является не возврат области долга, а желание набить собственные карманы. Директор предприятия открыто заявил, что ему предлагали заплатить кому надо миллион долларов и тогда, дескать, все проблемы будут благополучно разрешены.

Вышедший следом на трибуну наш оппонент, заместитель губернатора, курирующий вопросы промышленности, Василий Данилов заявил, что действия конкурсного управляющего у него «не вызывают никаких сомнений, а занимающаяся возвратом долга компания проявила себя достаточно эффективно». При этом все наши доводы высокопоставленный чиновник раскритиковал в пух и прах и категорически отверг.

ЧИНЫ ПРОЗРЕЛИ, КОГДА ПОЕЗД УШЕЛ

Прошел год. И вот на днях узнаю: все завершилось именно так, как мы и предполагали. Имущественный комплекс (а это двадцать пять тысяч квадратных метров площадей!) продан за 30 миллионов 800 тысяч рублей, тогда как, по некоторым оценкам, стоит даже в условиях нынешнего финансового кризиса раза в три больше. Линия же была реализована за 5,2 миллиона рублей еще раньше. Весьма компетентные люди подозревают, что ряд сделок был совершен в интересах фирмы, аффилированной с одним из главных действующих лиц этой злополучной эпопеи, и тех, кто скрывается за ним в тени. Высокие чины правительства области сегодня вроде как прозрели и отважно критикуют то, что творили на этом предприятии конкурсные управляющие, открыто говорят, что «многое делалось там неправомерно и незаконно». Мол, и конкурсного управляющего Владимира Артемьева в Ярославле ни разу не видели (!?), и отчеты о расходовании средств представлялись сомнительные, и технологическую линию в ноябре 2008 года «продали незаконно, зная, что правительство собирается заключить мировое соглашение». Увы, но глаза у них приоткрылись, похоже, слишком поздно, и теперь большая часть вырученных от продажи ярликовских активов скудных средств пойдет на оплату того самого конкурсного производства, которое обошлось в двадцать с лишним миллионов рублей и привело к столь плачевному финалу. И может так случиться, что госпредприятие «Ярославльстрой» еще и должником у славных конкурсных управленцев останется?! А наш областной бюджет при этом получит пресловутую дырку от бублика!

Если, конечно, Фемида не приоткроет глаза и не отменит состоявшуюся недавно в Москве сделку купли-продажи, фактически лишающую тощий ярославский бюджет огромной суммы, а кроме того, наносящую существенный ущерб еще и федеральной казне. Как мне сообщили, губернатор Сергей Вахруков направил в прокуратуру области просьбу провести соответствующую проверку и принять меры к защите государственных интересов. Правильно сделал. Неправильно сделали только те мои руководящие думские коллеги, которые в мае 2008 года пытались приглушить начатое на тогдашнем заседании экономической комиссии думы разбирательство и, в конце концов, закулисно вымарали из подготовленного нами проекта решения предложение послать прокурорам обращение по этой проблеме. Возможно, если бы блюстители закона подключились к решению проблемы еще на той стадии, то региональная казна не лишилась бы денег, а область единственного производства нужной строителям продукции и ста рабочих мест.

ЛЮДИ ВЕДУТ СЕБЯ НАГЛО

О чьих интересах думали тогда заместитель губернатора Василий Данилов, директор государственного предприятия «Ярославльстрой» Валерий Сазанов, от которого многое зависело в решении вопроса, как поступить с «Ярликом» и его долгом, четверо менявшихся как перчатки конкурсных управляющих? Если о государственных, то почему же все завершилось таким оглушительным пшиком?

Может быть, теперь после всего случившегося губернатор более внимательным оком посмотрит на своих подчиненных и начнет привлекать проштрафившихся к ответственности, адекватной их «заслугам», а кое-кому элементарно даст пинка под зад? Блюстителям же законности, полагаю, было бы хорошо взглянуть на всю эту некрасивую историю и с точки зрения реальной борьбы с чиновничьей коррупцией, к которой пока, к сожалению, во многом безуспешно призывает государевых людей президент Дмитрий Медведев.

Поражает беспомощность госструктур, терявших немалые средства из-за подобного конкурсного производства, а также тех, кто по закону призван осуществлять контроль за деятельностью конкурсных управляющих. Жалобы на конкурсного управляющего «Ярлика» Артемьева в ярославское управление Федеральной регистрационной службы (ФРС) слали и налоговая инспекция, и Пенсионный фонд. «И что, — спрашиваю сотрудников ФРС, — провели проверку, привлекли конкурсного управляющего к ответственности?» И слышу удивительнейший ответ: «А мы этот фантом под названием конкурсный управляющий выловить не можем, чтобы вручить уведомление. Люди ведут себя нагло. Мы не можем получить даже телефон Артемьева, не то что документы для проверки!». Слава Богу, что собрание кредиторов наконец-то приняло решение отстранить этого деятеля через областной арбитражный суд. Не поздновато ли вот только спохватились?

Об этом грандиозном фениксовском провале я рассказал коллегам на последнем заседании депутатской комиссии по экономической политике. Присутствовавший при разговоре заместитель губернатора Данилов на этот раз в отличие от заседания годичной давности не проронил ни слова. Да и о чем было спорить при таких-то печальных результатах! Позднее признался мне, что ушлые ребята как бы провели и его: «Мы готовили мировое соглашение, а они продали имущество за нашей спиной, без нашего ведома!» Ну прямо простачки какие-то работают в ярославском правительстве. «А чего ж, говорю, — после всего случившегося не увольняете директора госпредприятия Сазанова, к которому возникает все больше очень серьезных вопросов?» В ответ молчание.

РЕЗУЛЬТАТОВ КОТ НАПЛАКАЛ

Кстати, в целом долг Ярославской области перед Министерством финансов РФ по пресловутой программе «Феникс» на начало прошлого года составлял свыше 19 миллионов евро. На сегодня он уменьшился до 12 с половиной миллионов евро. То есть за это время из бюджета области за предприятия-должников проплачено порядка семи миллионов евро. Стребовать же с них в региональную казну в порядке компенсации за весь прошлый год удалось лишь чуть больше тринадцати миллионов. Но, увы, не евро, а рублей. Впрочем, зная, как замечательно поработали наши чиновные люди с долгами «Ярлика», можно этому уже и не удивляться.

Александр ЦВЕТКОВ, депутат, член совета областной думы, лауреат премии Союза журналистов России.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page