Он показывал сэму кузькину мать!

В ответ на вопрос, откуда в нем сохранилось столько энергии, жизнерадостности, здоровья, капитан первого ранга Николай Васильевич Оголев лишь посмеивается. Говорит, на атомных подводных лодках надо служить, а то все почем зря говорят: радиация, радиация! Сегодня, 1 августа, Николаю Васильевичу исполняется семьдесят. За его плечами одиннадцать дальних походов к берегам Cеверной Америки на подводных ракетоносцах, долгая работа в судостроительной отрасли, на рыбинском ОАСО «Вымпел».

В ответ на вопрос, откуда в нем сохранилось столько энергии, жизнерадостности, здоровья, капитан первого ранга Николай Васильевич Оголев лишь посмеивается. Говорит, на атомных подводных лодках надо служить, а то все почем зря говорят: радиация, радиация! Сегодня, 1 августа, Николаю Васильевичу исполняется семьдесят. За его плечами одиннадцать дальних походов к берегам Cеверной Америки на подводных ракетоносцах, долгая работа в судостроительной отрасли, на рыбинском ОАСО «Вымпел». Мыслимое ли дело, один только воинский стаж со всеми надбавками составляет без малого полвека. А ведь после этого успел выработать еще и 17 лет стажа гражданского!

Сейчас Николай Васильевич Оголев — один из самых уважаемых в Рыбинске ветеранов Военно-морского флота, один из первых подводников-атомщиков. Ведет активную работу в местной ветеранской флотской организации. А вырос он там, где и моря-то нет, там, где сходятся Ростовская, Волгоградская области и Калмыкия. Да и в роду военных не было. Почему же избрал флотскую профессию? В ответ шутит. Говорит, форма красивая понравилась! Так и пошел служить на флот.

Сначала на Черном море тянул воинскую лямку срочной службы. Служил радистом в 579-м узле связи в Севастополе. А потом, в 1960 году, объявили массовый набор в Вооруженные силы. Так, по комсомольской путевке и направился овладевать морской наукой в Голландию! Нет, не в страну тюльпанов и корабелов. В данном случае Голландия — бухта, где базировалось Севастопольское высшее военно-морское инженерное училище. В это время как раз приходилось осваивать первое поколение отечественных атомных подводных лодок. Преподаватели прямо говорили, что за ними будущее. И о том, чтобы завоевать право служить на них, мечтали тогда немало курсантов училища.

Получив в 1965 году заветные погоны морского офицера, Оголев был командирован на Северный флот в Североморск. Лодок на всех не хватало. Промышленность не успевала их строить вслед за выпуском молодых офицеров. Предложили было Оголеву служить на берегу. Он запротестовал. Говорит, не для этого учился. В итоге взяли его сверх штата прямо на «Хиросиму». По штату полагалось шесть управленцев. Он был седьмым. С одной стороны, был первым в резерве, с другой — осваивал боевой корабль в условиях реальной службы. К слову сказать, подлодка К-19, на которую он попал, уже к тому времени «отличилась». В 1961 году там произошла авария с первым контуром реактора. Произошла утечка радиации. Лодку отремонтировали и снова ввели в строй. Позже она еще раз заставит мир содрогнуться. В 1972 году здесь случится пожар и погибнет около двух десятков человек. Но Оголев в это время был уже далеко.

Как первого из резерва в 1966 году его откомандировали в учебный центр в эстонском Палдиски осваивать новые для того времени лодки второго поколения. Дополнительное обучение заняло время. В Гаджиево, на знаменитую базу подводных лодок Северного флота, он прибыл только в августе 1968 года. А в 1969-м состоялся его первый дальний боевой поход в Северную Атлантику.

Атомные подлодки второго поколения — уже стратегические ракетоносцы, которые несли на борту 16 ракет. Атомных зарядов тогда у Советского Союза уже хватало. А вот со средствами доставки были проблемы. Установленные на ракетоносцах ракеты имели дальность в 3 — 4 тысячи километров. Чтобы «Дядя Сэм» не зарывался, приходилось на подлодках подвозить знаменитую «Кузькину мать» буквально к американским берегам. Походы длились сначала по 60, потом по 90 суток. Бывало, и по два дальних похода за год. Пришлось не раз побывать и в Карибском море, и в знаменитом Бермудском треугольнике, и в Северной Атлантике. Отсюда и знаменитые коэффициенты выслуги, благодаря которым Николай Оголев, закончивший службу в возрасте 52 лет, имел уже полувековой срок воинского стажа. Кстати, пришел на действующий флот в 1965 году. Дослужился на подлодке до звания капитана второго ранга и должности заместителя командира атомной субмарины по электромеханической части. Ушел с кораблей в 1983-м. Но служить не закончил. Прибыл в Рыбинск, куда был командирован в службу военного заказчика на Рыбинское судостроительное объединение обеспечивать качество продукции, поступавшей на флот от рыбинских кораблестроителей. Эту самую службу военного заказчика на «Вымпеле» вскоре и возглавил. Здесь же и получил звание капитана первого ранга. Когда в 1992 году ушел на гражданку, так на «Вымпеле» и остался. Душа его прикипела и к заводу, где он трудится до сих пор, и к городу на волжских берегах, поселиться в котором ему уготовила судьба. О долгих годах, отданных военно-морской службе, не жалеет. Наоборот, говорит, получил все, о чем мечтал.

Александр ЕФРЕМОВ, Рыбинск.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page