Возвращение к первобытной жизни

Решение идти в экстремальный поход по горным рекам пришло как-то спонтанно. Из Ярославля на Кавказ собралась группа ребят-водников под руководством бывалого туриста Игоря Архипова, к ним примкнули водники из Москвы. Многие из этих ребят — члены клуба «WESLO. RU» — настоящие экстремалы. Погрузили в автобус катамараны и каяки — и поехали. Путешествие с палатками и рюкзаками сильно отличается от путешествия с чемоданом, когда тебя ждет уютный отель.

Решение идти в экстремальный поход по горным рекам пришло как-то спонтанно. Из Ярославля на Кавказ собралась группа ребят-водников под руководством бывалого туриста Игоря Архипова, к ним примкнули водники из Москвы. Многие из этих ребят — члены клуба «WESLO. RU» — настоящие экстремалы. Погрузили в автобус катамараны и каяки — и поехали.

Путешествие с палатками и рюкзаками сильно отличается от путешествия с чемоданом, когда тебя ждет уютный отель. У нас впереди была полная неизвестность, которая и пугала, и радовала одновременно. Наш путь лежал по горам Карачаево-Черкесии.

Карачаево-Черкесия — красивейший край с древней культурой, старыми традициями, там до сих пор воруют невест. Первое, что бросается в глаза, почти полное отсутствие цивилизации в горах. Первозданная природа — ни тебе магазинов, ни увеселительных заведений. В этих местах удивительным образом уживаются народы разных вероисповеданий — христианские храмы соседствуют с мусульманскими мечетями.

Чем дальше мы забирались в горы, тем более величественными они казались, скорость в реках становилась быстрей, в полях тут и там вырастали огромные каменные глыбы-валуны.

В поселке Зеленчукская сделали остановку, попробовали хычыны — местное блюдо — что-то вроде наших блинов с мясом, сыром и маслом. Вкуснятина, пальчики оближешь! По поселку разгуливали коровы и овцы.

Где-то рядом были известные до боли места: Домбай, Теберда, Приэльбрусье. Туристы и альпинисты ехали туда большими группами — кто собирался покорять горы, кто сплавляться по рекам. Вот люди — никакой финансовый кризис им не помеха!

Природа Кавказа просто ошеломляет своим величием. Тут тебе и горные реки, и водопады, и обрывы скал, и огромные буковые леса, почти как в джунглях. И множество разной живности. Высоко в горах пасутся стада яков. Это полудикое животное не так давно стали одомашнивать на Кавказе, однако яки плохо поддаются дрессуре и доставляют местным пастухам много хлопот. Там же можно встретить зубров и туров.

По ночам небо рассекают летучие мыши, днем можно увидеть вереницы гусениц, диковинных жучков-паучков, замысловатых бабочек. В Нижне-Архызском заповеднике живет огромный гриф. Эта гордая птица восседает на своем троне как символ этих мест…

Первый лагерь разбили у реки Большой Зеленчук, недалеко от поселка Архыз, известного своей минеральной водой. Затерянный в горах поселок Архыз — удивительное место на земле. Находится он на высоте 1500 метров над уровнем моря и расположен почти в самом центре Западного Кавказа. Со всех сторон нас окружали снежные вершины гор.

Наша первая ночевка в горах запомнится надолго. Разбили палатки прямо у реки. Ночью долго не могли уснуть, река шумела так, словно шел сильный ливень. Очутиться в лесу высоко в горах после маленьких уютных квартир, выпасть из своих привычных скорлупок и оказаться в огромном пространстве, под необъятным черным небом, усыпанным звездами, в неизвестном мире, где все шумит, гремит, стрекочет — непередаваемое ощущение!

Замерзли, не спасли даже спальники и теплая одежда. Утром умывались в горном ручье, еле согрелись у костра — кто бы мог подумать, что так холодно ночью в горах. Потом начался сплав по реке, собственно, то, ради чего мы стремились сюда через всю страну.

Река Большой Зеленчук довольно полноводна в это время, вода в ней ледяная, прозрачная и очень чистая. Все участники нашего похода — народ бывалый. У каждого специальные каски и спасжилеты.

Я одна из немногих, кто не имел никакого опыта сплава по горным рекам, но поплавать тоже очень хотелось.

Один из опытных туристов, по имени Андрей, взял меня членом экипажа на свой катамаран, и я, облачившись в специальный гидрокостюм, спасжилет, каску и взяв в руки весло, стала походить на известную скульптуру советской эпохи — девушку с веслом. На катамаран нужно садиться на согнутых коленях, продевая ноги в специальные ремни, чтобы на порогах и перекатах не выбросило. В таком положении нужно еще и грести, иначе судно закрутит и вынесет по воле волн неизвестно куда. Поэтому приходится налегать на весла и не думать о халяве.

Течение быстрое, и справиться с ним непросто. На реке белые барашки и вполне приличные волны, которые иногда накрывают с головой. Андрей дает четкие команды: где нужно грести, а где табанить, то есть придержать катамаран. На пути у нас огромные валуны, зажмуриваю глаза от ужаса, но катамаран легко проходит все препятствия и мчится дальше. В одном месте нас несет прямо на скалы, и я судорожно пытаюсь оттолкнуться от них веслом.

И вот река сужается, и мы оказываемся в каменном мешке, течение становится сильнее, нас несет вниз по течению. В голове проносится: «Ну все, доигрались». Мой напарник успокаивает меня: «Не бойся, скоро приплывем». Не успеваю толком испугаться, как путь пройден и все преграды позади. Вытаскиваем катамаран на берег, грузим его в машину и возвращаемся в лагерь.

Кроме сплавов и готовки пищи на костре мы ходим на экскурсии, знакомимся с местными достопримечательностями.

Здесь гармонично уживаются история и современность. С древними храмами соседствуют новые постройки. Так, на склоне одной из гор на высоте 2000 метров над уровнем моря, расположена крупнейшая в Европе обсерватория Российской академии наук. В один из дней наша группа посетила эту обсерваторию, где нам расскали о звездах, галактиках, звездных туманностях, плеядах звезд. Здесь расположены огромные телескопы РАТАН-600 и БТА — Большой телескоп азимутальный. БТА является крупнейшим в Евразии оптическим прибором для исследования космоса. Высота его 42 метра, а масса — около 650 тонн. В этих местах идеальные условия для наблюдения и изучения космоса. Воздух кристально чист и не испорчен промышленными выбросами.

После нескольких дней сплава переезжаем на реку Белую в Республику Адыгею. Разбиваем лагерь у поселка Гузерипль. Это культовое место туристов-водников. Цены на жилье в нем зашкаливают: комната в сутки стоит в среднем 100 долларов. Поэтому спим в палатках. Природа Адыгеи также непередаваемо красива: горные пейзажи, бурлящие потоки в узких каменных каньонах, многометровые водопады. Райский уголок. За Кавказским хребтом уже море, но туда дороги нет, а в объезд очень далеко: часа четыре. Река Белая похожа на разъяренного джинна, который пытается вырваться из своего заточения. Поток несется с бешеной скоростью и рокотом, мощь стихии просто поражает.

Снова начинается рискованный сплав. Я опять напрашиваюсь вторым номером на катамаран. Проходим гранитное ущелье, падаем вниз с какого-то каменного гребня, отчаянно работаем веслами, но все-таки зависаем на одном из порогов. В самый ответственный момент мой напарник теряет весло. Катамаран становится неуправляем, его крутит по реке, а впереди по курсу водопад. Нам удается пристать к берегу. На помощь приходят наши ребята, переправляют на другой берег к лагерю.

Под конец нашего похода посещаем плато Лагонаки и пещеры с чудными сталактитами. Возвращаемся полные непередаваемых впечатлений. Везем с собой местные сувениры: пуховые платки, мед, варенье из шишек.

Елена БАЛДИНА.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page