Коллективный убийца нации

«Помнишь, Данила-мельник пил, дак его за человека не считали. Ну, пьянчужка, и все. Так и звали: Данила-пьянчужка. Он ить один так пил, боле никто. А тепери один Голубев на всю деревню не пьет, дак тепери его за человека не считают, что он не пьет, смешки над ним строют». Валентин Распутин, повесть «Последний срок». АЛКОГОЛИЗМ врачи называют коллективным убийцей нации.

«Помнишь, Данила-мельник пил, дак его за человека не считали. Ну, пьянчужка, и все. Так и звали: Данила-пьянчужка. Он ить один так пил, боле никто. А тепери один Голубев на всю деревню не пьет, дак тепери его за человека не считают, что он не пьет, смешки над ним строют». Валентин Распутин, повесть «Последний срок».

АЛКОГОЛИЗМ врачи называют коллективным убийцей нации. Рассказывает Николай Валентинович Фролов, заведующий отделением медицинской профилактики Рыбинского наркологического диспансера.

— Как ни странно, в последние годы алкоголь перестал считаться ядом, наркотиком, он вошел в обыденную жизнь людей как необходимый продукт потребления. И как результат этого — рост алкогольных психозов и хронического алкоголизма. Если рассматривать Центральный федеральный округ, то лидируют по этим показателям Тверская, Владимирская, Ярославская области. В нашем регионе проблема пьянства и алкоголизма наиболее актуальная для города Рыбинска, Рыбинского, Большесельского районов. Остро она ощущается в Брейтовском, Даниловском, Пошехонском, Тутаевском, Некоузском районах.

Николай Валентинович, когда работал в архивах, нашел такие сведения: в 1913 году в Ярославской губернии от «опоя» погибли 8 человек за год. Все случаи рассмотрены на заседании Высшего собрания и доложены самому царю. По каждому факту смерти заведено уголовное дело. Так серьезно относились к здоровью и жизни человека в старой России.

В Рыбинске под наблюдением врачей-нарколо-гов с диагнозом «хронический алкоголизм» состоит масса народу. В абсолютных цифрах этот показатель в 2005 году составлял 172,2 на 10 тысяч населения, в 2007 году остался примерно на том же уровне.

— Это очень много, — считает Николай Валентинович. — И в Рыбинске эти показатели, пожалуй, одни из самых высоких в области. На лечении в наркологическом диспансере есть даже 70-летние старушки. К слову, меньше всего согласно статистике находятся под наблюдением наркологов с хроническим алкоголизмом жители Мышкинского района: в 2005 году — 77,6 на 10 тысяч населения, а в 2007 году и того меньше — 69,9.

В Рыбинске горожан с бутылками спиртного можно встретить везде: на улице, в парках, в общественном транспорте. И что самое страшное, пьют в основном молодые люди и девушки.

Видавших виды наркологов поражает в последнее время еще один факт: на лечение поступают беременные женщины. Алкоголь, употребленный женщиной в начальный период беременности, с током крови матери попадает в клетки плода, отравляя их, поэтому нарушается обмен веществ, разрушается нервная система еще не родившегося ребенка. Малыш может родиться мертвым или с различными уродствами.

БЕЗ ПИВА ЖИТЬ

НЕ МОГУ

Сегодня вызывает опасность не только количество выпиваемого народом самогона, спирта и водки, но и пива. Появился такой термин, как «пивной алкоголизм», который страшнее даже водочного. Почему? С пива люди легче и быстрее спиваются. Активнее всего поражает он самых незащищенных — детей, подростков и женщин.

Два года назад в отделении у Николая Валентиновича лечился 14-летний подросток родом из Пошехонского района. Когда он выписывался, произнес такую фразу: «Водку я пить не буду, а без пива жить не могу».

Начинается все с безобидной бутылки этого напитка в жару, чтобы просто утолить жажду. Настает зима, а пива хочется все равно. Врачи-наркологи подметили, что пивной алкоголизм у детей и подростков может сформироваться всего за 3 — 6 месяцев. И что самое печальное, в молодом возрасте он плохо поддается лечению. Употребление спиртного в возрасте до двадцати лет приводит к алкоголизму в 75 — 76 процентах случаев.

В последнее время селекционерами выведены новые сорта хмеля, при обработке которого в напиток выделяется большое количество женских половых гормонов растительного происхождения. У мужчин они вызывают снижение потенции, вплоть до полного полового бессилия, а у женщин, наоборот, сильное влечение к противоположному полу.

— Поэтому в большинстве случаев женщины-алкоголички становятся общедоступными, распространяя, таким образом, массу заболеваний, передающихся половым путем, — продолжает нашу беседу Николай Валентинович.

ЖЕНЩИНЫ СПИВАЮТСЯ

С ПЯТНИЦЫ

В последнее время настоящим бичом становится женский алкоголизм. Если лет 10 — 15 назад в наркологическом диспансере увидеть женщину было практически невозможно, то сейчас открыты женские палаты, немного уступающие мужским по численности.

В основном это успешные в жизни представительницы прекрасного пола, активно и напряженно работающие, имеющие свой бизнес. Но, к сожалению, эти бизнесвумен, кроме алкоголя, иной возможности снятия накопившейся за день усталости не знают. «Терять лицо» они начинают, когда дети выросли, получили образование, когда бизнес раскрутился. А бывает, что-то не заладилось в личной жизни.

Причем в женском алкоголизме есть интересная особенность: дамы начинают спиваться с пятницы. Стрессы и напряжение они снимают пивом, вином, коктейлями вечером в последний день трудовой недели, продолжают в субботу, а в воскресенье выходят из этого состояния — ведь в понедельник снова на работу. Вначале употребляют спиртное в узком кругу друзей и знакомых, потом в одиночестве, когда их никто не видит. Но данный расклад действует только на начальном этапе. Алкоголизм затягивает со страшной силой. Проходит время, и женщина опохмеляется уже в понедельник утром. В кругу друзей и коллег она по-прежнему активна и успешна, ведь еще никто не догадывается о ее пагубном пристрастии.

По словам Николая Валентиновича, скрытый период женского алкоголизма может продолжаться довольно долго, поэтому и лечится он очень трудно. Устойчивая зависимость от спиртного формируется у женщины в течение двух-трех лет. Сначала это психологическая зависимость, а потом уже и физическая.

АЛКОГОЛЬНАЯ НАРКОМАНИЯ

Николай Валентинович в нашей беседе еще раз обратил внимание на то, что алкоголизм — это не вредная привычка, а болезнь, причем имеющая хронический характер, при котором возникает болезненное влечение к спиртному с потерей чувства меры количества выпиваемого, с последующим появлением невротических и психических расстройств, изменением в работе всех внутренних органов и систем. Вначале это обратимые изменения, но незаметно они переходят в необратимые, в этом-то и заключается коварство алкоголизма.

Мы когда-нибудь задумываемся над такими цифрами? Один стакан водки убивает 1 миллион клеток серого вещества мозга. В клетках мозга алкоголь «задерживается» до одного месяца, а в сперме — до трех месяцев.

— Часто наши пациенты после праздника отмечают боли в животе, тошноту, рвоту, у кого-то 2 — 3 дня скачет давление, беспокоят приступы сердцебиения, но затем все проходит, появляется желание жить и снова встретиться с друзьями за рюмкой спиртного. С каждой такой встречей болезнь поражает человека все больше и больше.

В последних числах июня к Николаю Валентиновичу поступил пациент, который сорвался 8 марта (!), хотя до этого не пил два года. Жена предложила ему в этот день безалкогольное пиво.

— Появляющиеся провалы в памяти, нарушение сна, потеря аппетита заставляют обращаться к алкоголю и как к снотворному, и как к средству, улучшающему аппетит. Больные сравнивают влечение к алкоголю с сильным голодом. Желание выпить становится сильнее, чем желание жить. Это алкогольная наркомания. Все мысли сконцентрированы на одном — где бы выпить. А отсюда рост преступности. У больного появляются раздражительность, злоба. Тяга к спиртному особенно выражена перед сном или утром натощак.

По ночам больным часто снится, как они ходят в гости, где их непременно угощают спиртными напитками. Многие пациенты утверждают, что ощущение вина во рту и запаха спиртного они настолько ясно помнят, что им даже трудно разобрать, было это во сне или наяву. Во сне они улыбаются, чмокают губами, что-то глотают, их лицо озаряется улыбкой или перекашивается в гневе.

Человек, злоупотребляющий алкоголем, уверяет окружающих, что он может бросить свое пагубное пристрастие в любой момент, но на памяти наркологов такого не случалось еще ни с кем.

У 14 — 20 процентов людей, злоупотребляющих алкоголем, рано или поздно начинают развиваться так называемые алкогольные психозы. Самый распространенный из них — белая горячка, свое название получившая оттого, что лихорадочное состояние у больного сопровождается сильной бледностью лица. Сознание помрачается, больной испытывает зрительные и слуховые галлюцинации. Ему мерещатся различные существа, голоса преследуют больного, угрожают ему. Обороняясь от воображаемых врагов, он может изрубить дома мебель, нанести ранения окружающим и себе.

Учиться жить трезвой жизнью никогда не поздно, главное, чтобы это было искреннее желание, исходящее от самого человека. Но происходит это, увы, не всегда. В советские времена существовало принудительное лечение от алкоголизма, были лечебно-трудовые профилактории, которые, что бы сегодня ни говорили, приносили определенный результат. Последний ЛТП для больных алкоголизмом закрылся в середине 90-х годов прошлого века. Закрывались они по воле правозащитников, которые полагали, что ЛТП нарушают права человека, что они — настоящий позор для государства, вставшего на путь демократии. Сейчас, когда страна находится в состоянии алкогольной деградации, в правительстве снова заговорили о возрождении ЛТП.

Несмотря на все сложности, есть в работе врачей-наркологов и положительные моменты. Например, в Рыбинске ежегодно от 200 до 300 пациентов снимаются с диспансерного учета по клиническому выздоровлению. Это значит, что человек с помощью медиков, родных и близких победил себя и свою болезнь.

Светлана БАКУНИНА, Рыбинск.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page