Брак умер да здравствует брак!

Тем-то и отличается нынешний кризис семьи, что охватил он очень широкие массы. О новых (или хорошо забытых старых) формах сожительства повсюду стали говорить уже как о свершившемся факте.

Тем-то и отличается нынешний кризис семьи, что охватил он очень широкие массы. О новых (или хорошо забытых старых) формах сожительства повсюду стали говорить уже как о свершившемся факте. Модель традиционного брака практически всенародно стали хоронить (уж во всяком случае — отпевать), ссылаясь на передовой опыт Запада, на новое понимание личной свободы, прав человека… Мне всегда слышится в этих разговорах что-то шариковское: «В настоящее время каждый имеет свое право!» Мужчины и женщины так развоевались, выясняя, кто из них свободнее, кто имеет больше прав, что совершенно забыли о том, ради чего, собственно, в брак вступают. О детях.

Ну ладно, если вы против такой постановки вопроса, если считаете, что семья создается для удовольствия супругов, для их удобства или выгоды, то согласитесь хоть с тем, что следствием этого сожительства бывают дети. В гендерных войнах они невинные и страшные жертвы, чьи судьбы калечатся походя, жизни уродуются бесповоротно. И нет числа этим потерям. Ну, в самом деле, вы можете пропагандировать какую угодно модель брака — от заключенного по контракту ради слияния бизнеса до брака экстерриториального, от сожительства втроем до сожительства однополых людей — если отвлечься от интересов детей, это все имеет право быть. И даже, наверное, удобно… Но как только мы пытаемся вписать в эти «ролевые игры» ребенка, получается, что для этого персонажа в пьесе места нет. Или, вернее, роль его не прописали, не дали ему ни слова. Попросту лишили права голоса.

ВЫ ЭТОГО ДОСТОЙНЫ

По моим наблюдениям, люди часто путают понятия семьи и брака. Брак, говоря юридическим языком, есть добровольный, равноправный союз мужчины и женщины, готовых вести совместное хозяйство и воспитывать детей. Он может быть оформлен или не оформлен документально. Семья же — это, скорее, степень родства. Да, конечно, в семье, получившей свидетельство о браке, может сложиться ситуация, когда все ненавидят друг друга. И тогда это не семья. А пара, живущая вместе без регистрации, в гражданском браке, может создать абсолютно идеальный, основанный на уважении и доверии мир. По-настоящему семейный.

В последнее время стало модно говорить о том, что семья будущего непременно полигамна. Дескать, мужчина по природе полигамен. Так зачем себя ограничивать? Опять слышу Шарикова: «Мучите себя, как при царском режиме!» Надо жить в свое удовольствие!

Что интересно, женщины, сам генетический код которых противится этому изобретению, а голос крови отвергает «общую постель», чтобы не отстать от партнеров, тоже начинают требовать свободы и прав на самоопределение. Как говорится, «вы этого достойны». А как быть с главным предназначением женщины: родить и воспитать дитя? Давайте рассмотрим самые популярные сегодня модели семьи с точки зрения исполнения родительского долга.

Итак, модный нынче в Европе гостевой брак. Мужчина и женщина встречаются несколько раз в неделю, в месяц или даже в год, а в остальное время каждый из них свободен от рутины повсе-дневных обязанностей. Живут в разных квартирах, каждый сам решает свои материальные проблемы, выбирает образ жизни, друзей, даже половых партнеров. Отлично! Но как быть с детьми? Похоже, сия модель их наличия просто не предполагает?!

Отдельная тема — гомосексуальные браки. Однополые пары сейчас громко требуют разрешения на воспитание усыновленных детей. Пока, слава Богу, хоть в России с этим потише. Нет-нет, не поймите меня неправильно. Против людей с иной сексуальной ориентацией я ничего не имею. Но отдавать им на воспитание детей?!

Любой психолог скажет вам, что гомосексуальность лишь на 30 процентов запрограммирована генетически, еще процентов на 30 зависит от социального окружения, а остальное — от воспитания в семье. Угадайте с трех раз — кого воспитают из мальчика с вероятностью в 99 процентов два гомосексуалиста? А две лесбиянки — из девочки? Угадали!

И самый традиционный из альтернативных браков — неполный. Тоже, знаете ли, не подарок. Статистика неумолима: в неполных семьях дети чаще болеют, хуже учатся, позже формируются как личности. Почему? Да потому, что у одинокого родителя (чаще разумеется, у мамы) не хватает времени на воспитание и просто добросовестный присмотр. Дети вовсе не цветы, во всяком случае, не полевые. Они не растут сами. Они требуют работы. Постоянной, иногда тяжелой. Говоря церковным языком, это трудное послушание — быть матерью и отцом.

ВРЕМЯ ЭГОИСТА

Психолог Михаил Завалов на одной из своих лекций говорил: «Любовь — это ответственность и способность открывать другому человеку его красоту, его ценность, важность для мира». Вот, вот оно, ключевое слово.

Одно из необходимейших условий воспитания полноценного человека — ответственность. Это то, что мы должны противопоставлять эгоистическому желанию самоутверждаться, качать права, искать своей выгоды… Мы стали вступать в брак, заранее просчитывая риски, подозревая априори партнера в готовящемся предательстве. Вот она, главная трагедия нашего времени — женщина и мужчина не доверяют друг другу, а ведь климат взаимного доверия, а значит, уважения, необходим для ребенка как солнце, как чистая дождевая вода… Без этого он не разовьется в полноценную личность, не станет порядочным человеком. Педагоги давно бьют тревогу: мы катастрофически разучились воспитывать детей, да что там — просто любить их!

Отдавая трехлетнего малыша в сад, мама без всякого стеснения заявляет: «Мне скучно сидеть дома и заниматься с ребенком». Другая, поумнее, говорит: «Хочу профессионально реализоваться». Особенно смешно, когда после этого я встречаю эту маму скучающей за прилавком в магазине. Конечно, есть женщины, чей незаурядный талант в науке или искусстве, политике или бизнесе действительно преступно зарывать в землю. А остальные? Они просто выбирают путь полегче. Им веселее и проще на работе — вот в чем дело. Дело не в наличии талантов, которые требуют выхода наружу, а в отсутствии главного таланта — материнского.

ДАЙТЕ СЕМЬЕ ШАНС!

Я знаю много замечательных женщин — умных, образованных, талантливых, которые счастливы, сидя дома с детьми. Но справедливости ради скажу, что видела и многодетных неработающих мам, у которых эмоционально заброшенные, неразвитые дети, неухоженные и необласканные. И в этом случае я думаю: может, лучше б эта мама в офисе сидела или на стройке работала? А какие мне встречались чудесные папы! Самоотверженные, мудрые, терпимые — прирожденные педагоги. И видела других — с пустыми глазами, с пеной у рта доказывающих: «К этим детям отношения не имею, их эта стерва воспитывала!» Сегодня психологи знают термин «благополучный развод», когда люди сохраняют добрые отношения друг с другом и с детьми. Прелестно! Но практика показывает, что психологическая реабилитация нужна и таким детям. Их самооценка чудовищно страдает, когда папа или мама уходят в другую — возможно, лучшую? — семью. Вот вам статистика: 85 процентов детей и подростков из неполных семей склонны к асоциальному поведению. Очевидно, что развод может играть положительную роль в отношениях женщины и мужчины, но в отношении детей практически всегда это бесчеловечный акт. Психологические травмы от него занимают по тяжести второе место в детском списке недугов после утраты (смерти) близкого родственника.

Понимаю, что в условиях экономического кризиса появляется и новый мотив для распада семей: уволенные с работы мужья теряют роль кормильца, жены вынуждены брать заботу о семье на себя, при этом половина из них уже никогда не вернется к роли хранительницы домашнего очага. А еще 30 процентов осознают, что муж — обуза, а не опора. И жить одной (с ребенком) легче…

… И все же мне кажется, что у семьи есть будущее. Перефразирую Черчилля: «Брак — это плохо, но — увы — ничего лучшего до сих пор не придумали».

«Оракул».

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page