Сказка со счастливым концом

Попадая сюда, каждый раз словно в сказку окунаешься: хлебосольный хозяин, приветливые ребятишки, изобилие, что называется, в каждом углу. Однако за внешним лоском — изломанные судьбы, а также вопросы, на которые не всегда можно найти ответы. СВОИМ процветанием и славой Багряниковская специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с отклонениями в развитии, обязана, безусловно, своему директору Мусе Синаевичу Ванцаеву.

Попадая сюда, каждый раз словно в сказку окунаешься: хлебосольный хозяин, приветливые ребятишки, изобилие, что называется, в каждом углу. Однако за внешним лоском — изломанные судьбы, а также вопросы, на которые не всегда можно найти ответы.

СВОИМ процветанием и славой Багряниковская специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с отклонениями в развитии, обязана, безусловно, своему директору Мусе Синаевичу Ванцаеву. Придя сюда молодым специалистом более 20 лет назад, он преобразил жизнь казенного заведения. Все ребятишки здесь — со статусом сирот и с тем или иным отклонением в умственном развитии. Многие содержатся целыми семьями — по пять, шесть братьев и сестер, и для всех их самыми близкими людьми стали школьные педагоги, воспитатели, мастера производственного обучения. Ребят не только кормят, обувают-одевают, преподают им школьные дисциплины, но и готовят к новой жизни, которая начнется после окончания школы.

Здесь есть не просто модель обычной квартиры: зал, спальня, кухня с расставленными по полочкам и шкафчикам коробочками, кастрюльками и прочим реквизитом, пользоваться которыми учат. На обширной территории школы по задумке Мусы Синаевича построено несколько добротных благоустроенных деревянных домов, где некоторые старшие ребята, в основном девочки, живут по-взрослому, самостоятельно выполняя все домашние обязанности. Живущие с ними в домике воспитатели не поучают, а лишь направляют энергию малолетних хозяев в нужное русло, давая им возможность делать и исправлять собственные ошибки.

Трудотерапия — важное направление в воспитательном процессе школы. Опять же по инициативе Мусы Синаевича еще в перестроечные времена были приобретены сельскохозяйственная техника, оборудование для пекарни, колбасного цеха, швейной мастерской, обувного цеха. Помимо федерального финасирования в школе ведется хозрасчетная деятельность, а главные работники здесь — сами ребята. Школа имеет лицензию на право выдачи свидетельства механизатора сельского хозяйства, пекаря, мастера по ремонту обуви, швеи, мастера животноводства и полеводства, плодоовощевода, и ребята выходят во взрослую жизнь дипломированными специалистами.

Сельскохозяйственное направление выбрано приоритетным, так как большинство воспитанников — выходцы из сельских районов области. Благодаря собственному производству в школе не переводятся мясо, молоко и молочные продукты, здесь содержится около 70 голов крупного рогатого скота, в том числе 30 дойных коров, 15 овец, на полях площадью более 500 га выращиваются самые различные овощи и корма для скота, на ходу 6 единиц сельскохозяйственной техники с полным набором разнообразных прицепных агрегатов, есть своя пасека из 4 пчелосемей, пекарня, колбасный цех, швейная и обувная мастерские, парикмахерская, столярный цех. Разнопрофильное учебно-производственное хозяйство учит ребят ведению предпринимательской деятельности, здесь они познают принцип работы сельхозкооперативов, фермерского и личного хозяйства, а также мини-производства, получают навыки сервисного обслуживания населения. За последние 3 года, к примеру, выпечено более 52 тонн хлеба, надоено свыше 96 тонн молока, реализовано более 6 тонн мяса, оказано услуг населению более чем на 250 тысяч рублей. Общая прибыль от деятельности всех производственных структур составила 1459 тысяч рублей, в бюджеты разных уровней уплачены налоги в сумме более 99 тысяч рублей.

Но не хлебом единым жив человек, и багряниковские ребята в том числе. Здесь у многих из них открываются такие таланты, о которых их родители и мечтать не могли. В интернате создан танцевальный коллектив, есть свой школьный театр. Воспитанники успешно выступают в районных, областных и межрегиональных смотрах-фестивалях детского художественного творчества.

Но больше всего прославили маленькую деревню Багряники не только в области, но и во всем мире, школьные спортсмены. Здешние теннисисты, конькобежцы, хоккеисты, футболисты, волейболисты и представители других видов спорта ежегодно участвуют в школьных, районных, областных, общероссийских и международных соревнованиях в рамках специальной Олимпиады. Команды багряниковских спортсменов побывали в Америке, Словакии, Швеции, Ирландии и во многих других странах мира. В настоящее время 3 спортивные команды школы-интерната — волейболисты, теннисисты, бадминтонисты — в составе сборной России участвовали во Всемирных специальных Олимпийских играх, которые прошли в Китае. Спортивные успехи дают воспитанникам уверенность в собственных силах, позволяют улучшить адаптацию к физическим нагрузкам. Не случайно именно в Багряниковской школе «Газпром» построил первое в Первомайском районе поле с искусственным покрытием для занятий не только футболом, но и другими видами спорта.

Опять же только в Багряниковской школе-интернате ребята учатся не 9, а 11 лет, получая среднее образование и востребованную профессию, благодаря чему выходят в самостоятельное плавание уже взрослыми людьми.

Успехи и достижения Багряниковской специальной (коррекционной) школы-интерната для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с отклонениями в развитии по достоинству оценены и государством. Деятельность школы по трудовой адаптации в президентской программе «Дети России» была признана лучшей и отмечена ценным призом — колесным трактором и оборудованием для профессионального класса.

Людмила УРБ, Первомайский район.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page