Выкройки рогов делала жена

В Ярославском музее-заповеднике в рамках фестиваля «Преображениe» впервые выступил уникальный коллектив из Санкт-Петербурга «Русская роговая капелла». РОГОВУЮ музыку, особенно популярную во времена императрицы Елизаветы, современники называли царской за красоту, необычайную мощность и торжественность звука. Но уже в XIX веке роговые оркестры были забыты. И лишь в 2001 году группа энтузиастов во главе с валторнистом Сергеем Песчанским решила возродить исконно русское искусство.

В Ярославском музее-заповеднике в рамках фестиваля «Преображениe» впервые выступил уникальный коллектив из Санкт-Петербурга «Русская роговая капелла».

РОГОВУЮ музыку, особенно популярную во времена императрицы Елизаветы, современники называли царской за красоту, необычайную мощность и торжественность звука. Но уже в XIX веке роговые оркестры были забыты. И лишь в 2001 году группа энтузиастов во главе с валторнистом Сергеем Песчанским решила возродить исконно русское искусство.

Через год состоялся первый концерт. Вначале было трудно. Отзывы о роговых оркестрах сохранились, но, как дуть в простые на вид инструменты, было непонятно. Первые рога сворачивали из бумаги и картона. Выкройки Сергею помогала делать жена — она окончила отделение моды академии Штиглица. Потом пошла в ход листовая латунь. Сейчас в его коллекции 60 рогов — от 10 сантиметров до 2,5 метра в длину. В составе капеллы 13 музыкантов — от 18 до 60 лет. Исключительно мужчины. Репетируют в Санкт-Петербургском университете имени Герцена на Мойке. Там же располагаются мастерские по изготовлению рогов.

Специфика роговой музыки такова, что каждый музыкант извлекает из своего рога только одну ноту, а вместе создают музыкальное произведение. Соревновательности, конкуренции, присущих другим видам искусства, здесь просто нет. Причем играют сразу на нескольких рожках — от двух до пяти. И здесь нужно уметь быстро сориентироваться и обязательно слышать товарищей. Само звучание сродни органу. Роговые оркестры так и называют — живой орган.

Репертуар капеллы богатый: 160 произведений — русская и зарубежная классика, народная, духовная музыка. На «Преображении» прозвучали «Ода к радости» Бетховена, отрывок из оперы «Жизнь за царя» Глинки, старинный егерский марш и, конечно, незабываемый «Вечерний звон». Всего же за годы существования состоялось больше 700 концертов.

«Русская роговая капелла» побывала с гастролями в Германии, Испании, Польше. Играли для барона Фальцфейна в княжестве Лихтенштейн, принца и принцессы Кентских.

— Мы возрождаем красоту и доброту звука. Он абсолютно натуральный. Словами это не объяснишь. От такой музыки наше ухо практически отвыкло. Все инструменты состоят из зажатых струн, по клавишам нужно ударять, приводить их в движение. А здесь лишь примитивная труба, которая играет роль рупора. Роговая музыка не может быть фальшивой. А когда играешь, наступает абсоютное спокойствие — ни паники, ни суеты, — рассказал Сергей Песчанский.

Анастасия СОЛОВЬЕВА.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page