А как нынче с телефонным правом

Глава Высшего арбитражного суда Антон Иванов нашел способ борьбы с телефонным правом. Это гласность. Отныне на официальном сайте Высшего арбитражного суда можно увидеть, кто из высоких лиц интересовался тем или иным делом. Говорят, что недавно введенная практика уже снизила в десять раз число обращений «не по делу». Вряд ли кому-то в России незнаком термин «телефонное право». Специалисты подразумевают под ним любые попытки надавить на людей в мантии.

Глава Высшего арбитражного суда Антон Иванов нашел способ борьбы с телефонным правом. Это гласность. Отныне на официальном сайте Высшего арбитражного суда можно увидеть, кто из высоких лиц интересовался тем или иным делом. Говорят, что недавно введенная практика уже снизила в десять раз число обращений «не по делу».

Вряд ли кому-то в России незнаком термин «телефонное право». Специалисты подразумевают под ним любые попытки надавить на людей в мантии. Еще в тридцатых годах прошлого века политбюро присылало в трибуналы резолюции: судить и расстрелять. И что оставалось после этого делать судьям? Сегодня времена изменились, а привычки зачастую остались.

Организация официальных запросов в суды давно стала своего рода бизнесом. За определенную плату специальные посредники могут сделать так, что какое-нибудь высокопоставленное лицо направит в суд или следствие официальную бумагу. Мол, как там у нас дела с таким-то? Смотрите, дело на особом контроле. Считается, что после этого люди в мантии должны все понять и вынести «правильное» решение. Или, по крайней мере, такая бумага привлечет внимание суда только к позиции одной из сторон по делу. Давление на суд налицо.

Как удается такое посредникам и сколько это стоит, конечно, тайна за семью печатями. Судьи не знают, что делать с подобными обращениями. Порой сами высокие начальники не в курсе, что куда-то послали такое письмо, достаточно договориться с их помощниками. Иногда именитые персоны рассылают громы и молнии на официальном бланке по зову души. Не за взятку. Но сути это не меняет.

— Такого рода обращения часто присылают депутаты всех уровней, губернаторы в поддержку тех или иных дел, — поясняет глава Высшего арбитражного суда Антон Иванов. — По закону мы должны их все учесть. Но теперь мы публикуем все непроцессуальные обращения к суду на нашем сайте в интернете. Пусть все читают, кто и по какому поводу пришел к нам с просьбами.

Самим авторам писем, похоже, новшество не показалось ни занятным, ни полезным. По крайней мере, число желающих писать запросы в Высший арбитражный суд резко убавилось.

Другое предложение Антона Иванова касается попыток решать дело по звонку. Такая привычка сохранилась у многих чиновников. Глава Высшего арбитражного суда настаивает на том, чтобы обязать судью сообщать перед началом процесса о всех поступивших просьбах и обращениях по делу. А подобные звонки заносить в специальные журналы. Не исключено, что и эти записи будут выставляться в интернете на всеобщее обозрение.

Действительно, на официальном сайте ВАС РФ ссылка «Обращения по судебным делам» размещена в левом меню на главной странице, так сказать, на самом видном месте. Размещены письма по делам в ВАС РФ от Владимира Жириновского в пользу своих избирателей по спору о праве собственности, губернатора Санкт-Петербурга Валентины Матвиенко со своей точкой зрения по земельному спору и губернатора Владимирской области Н. В. Виноградова — защитника интересов итальянцев в России и их прав на интеллектуальную собственность.

Документы размещаются в виде электронных копий с личными подписями отличившихся. Заявители лихо требуют от председателя ВАС РФ взять рассмотрение дела «под свой личный контроль» и «сообщить лично о принятом решении по делу». Списка звонков на сайте, увы, пока нет. К сожалению, с 27 июля никаких обновлений списка не было. Неужели больше никто не пишет?

Подвижки в реформировании судебной системы пока не приняли лавинообразного характера. И вряд ли мы видим существенные изменения. Все происходит тихо, без шума, без пыли. Но порой принимаются довольно революционные решения. Правда, зачастую благое начинание становится не более чем временным эпатажем. Какой оборот примет нововведение, направленное на борьбу с «телефонным правом» в ВАС РФ, неизвестно. Но теперь Россия знает своих самых настойчивых «телефонистов».

Виктория ФОМИНА.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page

Переход по сообщениям