Записывайся на прием к всевышнему

— Ну как же вы мне надоели! Как я от вас устал, мать-таки-перемать! — не скупясь в крепких выражениях, мифический лодочник зло оглядел скопившуюся на берегу толпу. — Сколько раз уже сказано: здесь переправа через Стикс, а не через какую-нибудь Волгу. На том берегу загробный мир, а не курорт для пенсионеров.

— Ну как же вы мне надоели! Как я от вас устал, мать-таки-перемать! — не скупясь в крепких выражениях, мифический лодочник зло оглядел скопившуюся на берегу толпу. — Сколько раз уже сказано: здесь переправа через Стикс, а не через какую-нибудь Волгу. На том берегу загробный мир, а не курорт для пенсионеров. А вы требуете, чтобы я перевозил с того света обратно ваших родственников, как какой-то мышкинский паромщик катает народ с левого берега на правый! Говорите, закон этого требует? Так что же за законы у вас такие, что даже на том свете от них людям покоя нет?

А НАЧАЛОСЬ все более полувека назад в теперь уже мифическом городе Щербакове. Июня, двенадцатого дня, тысяча девятьсот пятьдесят шестого года, как записано в официальных документах, к зданию местного горкомхоза, расположенного по адресу: улица Советская, дом 2, подошли двое мужчин. Отец и сын Калентьевы, Александр Дмитриевич и Владимир Александрович, а это были именно они, в предвкушении счастья, которое на них вот-вот свалится, радостно потирали руки. Здание горкомхоза с его великолепно декорированными многочисленными арками фасадом им казалось настоящим дворцом восточного падишаха. Если благословит заведующий горкомхозом Иван Васильевич Беспалов, владельцами своего дворца станут и они. Пусть деревянного и одноэтажного, зато собственного. Собственноручно построенного. Обзаведутся домом на том месте, где среди зелени вновь посаженного парка их пока еще не остывшие после военного лихолетья души наконец обретут покой и гармонию.

Мысленно перекрестившись, отец и сын Калентьевы вошли в советское учреждение и поднялись в приемную всесильного руководителя горкомхоза. Беспалов протянул каждому жилистую пятерню и пригласил подойти к своему рабочему столу, чтобы все трое поставили на уже подготовленный документ требуемые подписи-закорючки. Три росчерка пера, и договор о предоставлении в бессрочное пользование земельного участка под строительство жилого дома вступил в законную силу. Отец и сын Калентьевы, как следует из бумаги, получили право построить дом на правах частной собственности. Взяли на себя и ответные обязательства: строительство завершить за три года, посадить на выделенном участке определенное количество зеленых насаждений. Вскоре застучали топоры, зашумели пилы, и на улице Лобачевского, на участке под номером семь, который был предоставлен под строительство, вырос красавец дом. Сказочная для послевоенных лет мечта осуществилась. Искренне радуясь содеянному, Александр Дмитриевич и Владимир Александрович тогда, в конце пятидесятых, даже не могли предположить, что пройдут годы и их добротно срубленная сказочная избушка, твердо стоящая на земле, вдруг превратится в воздушный замок…

Однако вернемся на берег Стикса, с которого мы начали наш рассказ. Временами собравшаяся здесь, у переправы в загробный мир, толпа неистовствовала. Уже немолодые женщины, седовласые старцы, совсем молодые люди проклинали всех бюрократов того и этого света. То сваливались на откровенную ругань. То изливались ручьями слез. То переходили к мольбам, норовясь упасть на колени. И, наконец, слуга загробного мира сдался.

Пришвартовав свою лодку к пристани у берега света белого, где столпились с мольбами люди, он опустил массивное весло и сел на лавку.

— Ну что у вас там стряслось? — обратился он к женщине интеллигентного вида, стоявшей одной из первых. — Хоть объясните толком!

Наследница родового поместья на улице Лобачевского, дом семь, Валентина Лысенко, а перед взором слуги потустороннего мира предстала именно она, поведала свою историю.

Злополучный деревянный дом, что ныне красуется на улице Лобачевского, как и положено по закону, перешел к ней с сестрой по наследству. За оформлением прав собственности на дом дело не встало. Все бумаги были оформлены чин чинарем согласно букве закона и даже относительно быстро. Однако, как выяснилось, после прохождения многочисленных инстанций, твердо стоящее на земле родовое поместье согласно бумагам оказалось воздушным замком. Точнее, плодом мечтаний, буквально подвешенным в воздухе. Сам-то дом стоит целехонек, и его даже можно потрогать руками. А вот земля, предоставленная властями теперь уже мифического города Щербакова, сама оказалась мифической.

Проронив очередную слезу перез слугой загробного мира, Валентина Лысенко продолжила свой рассказ.

Мифической земля оказалась потому, что оформлением земельных отношений на улице Лобачевского, где расположен участок, сегодня занимаются два нотариуса — Вера Алексеевна Шпагина и Маргарита Германовна Пучкова, чей офис находится в Рыбинске, некогда именуемом Щербаковом, на улице Бабушкина. В их ведении архивные документы по земле. В том числе и оригинал договора, подписанного июня двенадцатого дня 1956 года между отцом и сыном Калентьевыми, с одной стороны, и всесильным главой щербаковского горкомхоза Беспаловым — с другой. Контора службы госрегистрации, которую рыбинские власти не без иронии недавно поселили в здании действующего кукольного театра, в лице ее руководителя Аршинниковой для окончательного оформления всех прав на землю требует именно договор на представление участка, хранящийся у нотариусов. Причем, по словам Аршинниковой, необходим либо оригинал документа, либо его дубликат, то есть архивная копия. Обычная нотариально заверенная копия не годится. В общении Аршинникова создает впечатление умного, деятельного руководителя и специалиста. Но разводит руками в ответ на просьбу о помощи. Показывает свои должностные инструкции: мол, без оригинала договора или его официального архивного дубликата не обойтись. Нотариусы же Шпагина и Пучкова твердо стоят на своем. Они в один голос утверждают, что, по их инструкциям, оригинал договора выдать они не имеют права, а передать дубликат могут только лицам, чьи имена фигурируют в запрашиваемом договоре на предоставление земли под застройку. То есть либо отцу, либо сыну Калентьевым, ныне пребывающим в потустороннем мире!

Дослушав рассказ Валентины Лысенко, мифический лодочник не сдержался-таки и проронил слезу.

— Понимаю тебя, — печально ответил он, — но привести с того света для нотариусов твоих родных не могу даже на время! У вас, на вашем белом свете, свои правила, у нас — свои. И нарушить их я не могу. Как-никак сам нахожусь на службе. Так сказать, сам чиновник, а значит, и бюрократ. Записывайся со своей просьбой на прием к Всевышнему. Увы, без его собственноручной визы помочь тебе я не в силах!

Александр ЕФРЕМОВ, Рыбинск.

P.S. Когда материал уже готовился к печати, нам удалось получить комментарий в управлении Министерства юстиции РФ по Ярославской области, в чьем ведении находится контроль над работой нотариусов.

Как пояснил сотрудник этого учреждения, попросивший не называть его имени, указанная в материале проблема действительно существует. Законодательство реформируется. Поэтому определенные дыры в нем до поры до времени могут иметь место. Нотариусы — лица частнопрактикующие. За все нарушения в своей деятельности им приходится нести ответственность. В том числе и материальную. Более того, за отдельные нарушения они могут лишиться лицензии на свою деятельность.

То есть остаться без работы. Чтобы этого не случилось, нотариусы вынуждены вести себя как буквоеды, то есть строго в рамках представленных им законом полномочий.

И в данном случае действительно они вправе выдать официальный дубликат договора лишь лицам, в нем упомянутым. Вместе с тем помимо обращения ко Всевышнему указанное в статье законодательное противоречие можно решить иным, более приземленным способом. Для начала наследникам указанного дома на улице Лобачевского следует обратиться к вышеупомянутым нотариусам и получить от них письменный отказ в выдаче дубликата договора на землю. Затем обратиться с иском в суд о признании существования участка на дом и дома на нем как свершившегося юридического факта. Именно таким образом земля под домом, который, кстати, сам давно уже полноправно принадлежит наследникам, также в итоге перейдет к ним в собственность.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page