Столкнулся с губернатором

Судебный процесс над ярославским предпринимателем Андреем Никифоровым, чей «Форд-Фокус» столкнулся с автомобилем губернатора Костромской области Виктора Шершунова 2 года назад, близится к завершению. Суд подмосковного города Сергиева Посада должен вынести приговор в середине октября. Ярославцу вменяется статья 264 часть 3 УК РФ — нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц.

Судебный процесс над ярославским предпринимателем Андреем Никифоровым, чей «Форд-Фокус» столкнулся с автомобилем губернатора Костромской области Виктора Шершунова 2 года назад, близится к завершению. Суд подмосковного города Сергиева Посада должен вынести приговор в середине октября.

Ярославцу вменяется статья 264 часть 3 УК РФ — нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц.

По версии прокуратуры, Никифоров 20 сентября 2007 года приблизительно в половине первого ночи на 76-м километре трассы М8 «Холмогоры», по дороге в Ярославль, на автомобиле «Форд-Фокус», «находясь в утомленном состоянии и превышая установленный скоростной режим, уснул за рулем».

Водитель «Форда», как установило следствие, выехал на встречку в неустановленное время. По левой полосе несся губернаторский «Мерседес». Во время лобового столкновения «Форд» развернуло почти на 270 градусов, однако он остался на предполагаемом месте столкновения, а вот «Мерседес», повернувшись на 180 градусов, улетел в кювет. У не пристегнутых ремнем безопасности губернатора и его водителя не было шансов выжить — от полученных травм они погибли на месте. Андрея Никифорова чудом удалось спасти. Его вместе с другими участниками ДТП считали безнадежным. И только проезжавший мимо шофер заметил, что Никифоров еще жив, и обратил на это внимание врачей «скорой помощи».

Процесс по делу Андрея Никифорова осложнен тем, что прямых свидетелей ДТП нет. Единственный выживший участник аварии с тяжелой черепно-мозговой травмой и множественными переломами очнулся только спустя 8 дней в реанимации. Восстановить последовательность событий он не может до сих пор.

В Москву в день аварии Никифоров поехал отвозить договор аренды на автомобиль. 19 сентября грузовик предприятия, генеральным директором которого являлся обвиняемый, отправился в столицу. Его остановили на одном из постов ГИБДД в Зеленограде. Из-за отсутствия договора аренды машина была эвакуирована на штрафстоянку. Уладив ситуацию, генеральный директор отправил шофера в гостиницу, а сам около 23 часов развернулся и поехал обратно в Ярославль.

Что произошло 2 года назад на 76-м километре трассы М8 «Холмогоры», предстоит установить суду.

Сам же обвиняемый склонен считать, что его «Форд» столкнулся с губернаторским «Мерседесом» левым боком.

— По всей видимости, я двигался в одном направлении с губернатором, то есть по дороге в Москву. Что заставило меня развернуться? Может, колесо спустилось или еще какая-нибудь поломка случилась, — говорит Андрей Никифоров. — В момент столкновения, похоже, мой «Форд» стоял на своей полосе под углом 45 градусов. Если бы было лобовое столкновение, как утверждает следствие, двигатель бы вдавило в салон. А так он отлетел на 20 метров. При классическом лобовом столкновении более серьезные повреждения должен был получить мой «Форд». А в итоге «Форд» жестким ребром ударил по самой мягкой точке бока «Мерседеса».

То, что «Форд» ударил левой стороной, подтверждают и повреждения машин. У машины Никифорова полностью отсутствует левое переднее колесо, а правое держится на месте.

В суде сотрудник МЧС, высвобождавший Никифорова, утверждал, что все выглядело так, будто произошел боковой удар с водительской стороны, а не лобовое столкновение: на разделительной полосе, которая в данном месте представляет собой земляную насыпь, нигде не было следов от колес «Форда».

Защищает обвиняемого московский адвокат Андрей Карпов, который в группе с другими адвокатами в свое время принимал участие в защите интересов Олега Щербинского, признанного виновным в аварии с участием губернатора Алтайского края Михаила Евдокимова. Тогда Карпову вместе с коллегами через кассацию удалось добиться оправдания своего подзащитного.

Защита надеется, что суд при вынесении приговора обратит внимание на несостыковки в материалах дела Никифорова. По меньшей мере странно, полагает защита, что при лобовом столкновении, на котором настаивает следствие, представительский «Мерседес» улетел в кювет, а «Форд», который в два раза легче его, остался на дороге. Есть претензии у адвокатов и к организации следствия: понятые на суде объявили, что они не присутствовали на следственных действиях, когда исследовали лакокрасочное покрытие автомобилей. Их паспортные данные были вписаны в протокол. Узнав об этом, защита подала ходатайство об исключении этих доказательств из дела.

Единственным весомым доказательством вины либо невиновности обвиняемого должны стать результаты технической экспертизы.

Защита ходатайствовала о назначении в качестве эксперта ведущего научного сотрудника Института механики Уфимского научного центра Российской академии наук Владимира Никонова. Ученый запатентовал метод проведения технических экспертиз, основанный на сопоставлении разрушений, причиненных автомобилям в ДТП.

Однако суд привлек к делу специалистов из Российского экспертного центра при МВД. С начала процесса было сделано уже 2 заключения экспертов. Андрей Никифоров и его адвокат полагают, что обе экспертизы были проведены с большим количеством допущений.

Так, не определено точно место столкновения. По материалам дела, оно произошло на отметке 76,4 километра трассы М8 «Холмогоры». Однако на этом участке дороги нет кювета — он начинается через 200 метров дальше по шоссе. Также не определена скорость, с которой двигались оба автомобиля.

Экспертам на суде задали вопрос, была ли техническая возможность избежать столкновения у водителя «Форда» и водителя «Мерседеса». Ответ последовал такой: у «Форда» была, а у «Мерседеса» нет. Почему эксперты пришли к таким выводам? Ответ прост. «Форд» предположительно выехал на встречную полосу, а мог бы и не выезжать, значит, была техническая возможность избежать аварии, а «Мерседес» ехал по своей полосе, значит, не имел технической возможности избежать аварии.

Методика, по которой эксперты работают, была создана в 60-х годах. Она основана на изучении тормозных следов. В случае с ДТП, в котором погиб костромской губернатор, тормозных следов для исследования просто нет.

В телефонном разговоре Андрей Никифоров озвучил редакции те вопросы, которые остались у защиты к специалистам после оглашения результатов экспертизы. Со своими выводами на суде выступил независимый эксперт с кафедры автомобильного транспорта Ярославского государственного технического университета Валерий Иродов.

— В деле имеется два фото с места ДТП, где одна из деталей машины лежит по-разному. Необычен тот факт, что двигатель, пролетев около 20 метров, не оставил следов ни на разделительной полосе, ни на проезжей части, ни на обочине. Двигатель несильно поврежден, но при этом коробка передач полностью разрушена.

Прокурор не задала ни одного вопроса ярославскому эксперту, думаю, у нее есть свое понимание этого дела, и никакие доводы на нее не подействуют, — полагает обвиняемый.

После оглашения результатов экспертиз так и остались без ответа вопросы. Как у двух машин при лобовом столкновении могут быть столь разные повреждения? Мотор «Мерседеса» при ударе был вдавлен внутрь, а мотор «Форда» и его переднее колесо вылетели в сторону, как при боковом столкновении. Почему при повороте руля вправо «Форд» закрутило в противоположную сторону? И почему ни на грунтовом покрытии разделительной полосы, куда после удара выкинуло «Форд», ни на асфальте нет следов кручения автомобиля?

Хотя Андрей Никифоров и пошел на поправку после таких серьезных увечий, по плану у него 3 операции в октябре.

Суд попросил операции отложить, значит, вот-вот грядет приговор. От того, признают ли Андрея виновным, зависит и компенсация ущерба пострадавшей стороне. К настоящему моменту на Никифорова подано два иска. Один выставила костромская администрация за «Мерседес» в размере 1 миллион 300 тысяч рублей, другой — в размере 1 миллион — жена Владимира Цветкова, водителя губернатора.

Любовь АПАЛЬКОВА.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page