Чернила под ногами

Земля под ногами усыпана яркой осенней листвой. Поэты часто сравнивают ее со словами. Да и правда, в иных листьях таится сила, способная закрепить слова на бумаге на многие столетия. Люди, еще что-то пишущие, теперь знают, что с их бумагами может случиться то же, что и с пропавшей грамотой у Гоголя. Порой оставишь написанное на солнце, на подоконнике, а оно исчезнет, оставив лишь бледные следы. Похоже, паста для авторучек раньше была качественнее.

Земля под ногами усыпана яркой осенней листвой. Поэты часто сравнивают ее со словами. Да и правда, в иных листьях таится сила, способная закрепить слова на бумаге на многие столетия.

Люди, еще что-то пишущие, теперь знают, что с их бумагами может случиться то же, что и с пропавшей грамотой у Гоголя. Порой оставишь написанное на солнце, на подоконнике, а оно исчезнет, оставив лишь бледные следы. Похоже, паста для авторучек раньше была качественнее. Еще в конце 60-х годов минувшего века, когда на смену школьным чернилам «Радуга» пришли шариковые авторучки, написанное ими так быстро не выцветало. Тот же недостаток и у новых, гелевых.

А под ногами у нас в сентябре и октябре как раз те чернила, которые могут стоять до 800 лет. На опавшей дубовой листве различимы так называемые галлы, или чернильные орешки, как их называли в старину. На некоторых листьях можно найти даже по два, по три таких орешка темно-красного или бурого цвета. По рецептам XVIII столетия их измельчали и опускали с добавлением других компонентов в белое рейнское вино. Получались добрые чернила. Позднее обходились обычной водой, лучше дождевой. Почти все написанное такими чернилами — от черновиков Достоевского до школьных тетрадок из Мышкинского четырехклассного училища — хорошо сохранилось. Бумага пожелтела, а темно-бурые чернила смотрятся четко.

Николай СМИРНОВ, Мышкин.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page