Не умрут ли местные лесопользователи

В январе 2008 года в нашей газете была опубликована статья «Голгофа русского леса». Автор — Валентин Григорьевич Белоусов, профессиональный лесовод. Окончил Архангельский лесотехнический институт и аспирантуру. Работал длительное время в системе госуправления лесного хозяйства в Архангельской и Ярославской областях. Автор ряда научных и публицистических материалов отраслевой тематики.

В январе 2008 года в нашей газете была опубликована статья «Голгофа русского леса». Автор — Валентин Григорьевич Белоусов, профессиональный лесовод. Окончил Архангельский лесотехнический институт и аспирантуру. Работал длительное время в системе госуправления лесного хозяйства в Архангельской и Ярославской областях. Автор ряда научных и публицистических материалов отраслевой тематики. Неоднократно избирался депутатом Борисоглебского районного собрания и возглавлял комиссию по лесному хозяйству и природным ресурсам. В настоящее время Белоусов является помощником депутата Госдумы РФ по Ярославской области Александра Дмитриевича Куликова, а также он председатель ассоциации лесопользователей Борисоглебского района, руководитель предприятия.

Прошло почти 2 года со дня выхода материала «Голгофа русского леса». Наш корреспондент встретился с Валентином Белоусовым и попросил ответить на волнующие нас и читателей вопросы.

алентин Григорьевич, я начну беседу с выдержки из вашей статьи: «… В результате проводимых рыночных реформ в лесном хозяйстве будут развалены гослесхозы, разогнаны тысячи специалистов, рухнет система лесной охраны, начнутся массовые хищения, самовольные порубки древесины, произойдет откат к средневековью в лесовосстановлении и лесовыращивании, общенародные природные богатства перейдут в удельное пользование…» Сбылись ли прогнозы, высказанные вами?

— Не только сбылись, реальная картина оказалась мрачнее, чем предполагалось. В Ярославской области на сегодняшний день не осталось ни одного лесхоза с коллективом специалистов, которые могли бы проводить целостную научно обоснованную государственную политику в лесном секторе. Лишь один Любимский лесокомбинат (и частично Угличский) может похвастаться тем, что там стало не хуже, чем было. Но это исключение из правил лишь благодаря профессионалу и патриоту лесного дела — Александру Владимировичу Голосову. Он сумел сохранить трудовой коллектив, технику, сырьевую базу. В общем, по большому счету сложившееся положение в лесном хозяйстве области неприглядно, надо это признать. Да и как можно было ожидать другого результата, если из сотен специалистов остались единицы? Что может сделать в районе лесная инспекция в составе 5 — 8 человек с непонятными полномочиями и функциями?

Более или менее нормальная ситуация в ведении лесного хозяйства и охране леса наблюдается на участках, переданных в долгосрочную аренду.

— Но вроде бы в непереданных лесах запланированные мероприятия по уходу за лесом должны были проводить созданные по инициативе и при помощи департамента лесного хозяйства специальные предприятия, в которые были переданы технические средства, приглашены специалисты и которым было гарантировано госфинансирование?

— Да так вначале и было. Задумка была очень неплохая. Эти специальные предприятия хорошо работали. Взять, например, наш Борисоглебский район, где созданное ООО «Борисоглеб-лес» без нареканий выполняло все работы по госзаказу — от посадок леса до ухода за ними и охране. И все бы хорошо и дальше было, если бы не появилась и в этой сфере деятельности так называемая ивановская группировка. Эти ребята грамотно воспользовались несовершенством лесного законодательства еще 2 — 3 года назад на областных аукционах по продаже лесных насаждений под вырубку. Через полгода с начала внедрения в аукционы они уже стали хозяевами проведения таких мероприятий и правили там бал.

Организатором и куратором всех действий этого «спецназа» из соседней области является бывший директор одной из школ города Иванова. По всей видимости, ему и пришла в голову мысль также участвовать в аукционах по приобретению контракта на госзаказ на выполнение лесохозяйственных работ. Они за год с небольшим, пользуясь методом кнута и пряника, отодвинули в сторону почти все областные специализированные предприятия и оказались у бюджетного пирога. Но одно дело — выиграть аукцион, а другое дело — выполнить качественно и в срок запланированные мероприятия. Не смогли они этого сделать в 2008 году в Гаврилов-Ямском районе, а в 2009 году заключение и выполнение контракта вообще было сорвано.

Не получилось в 2009 году и в Борисоглебском районе. Здесь госконтракт за N 03-91 2009 г. от 6 апреля на 1,5 млн. рублей заполучила ИП Назарова, отодвинув в сторону местный «Борисоглеб-лес», который не захотел платить откат кураторам процесса и остался не у дел. Индивидуальный предприниматель Е. Ю. Назарова (которая ни разу, несмотря на приглашения, не появилась ни в Борисоглебском, ни в Ярославле) не смогла качественно и в срок выполнить необходимые работы. Посадку леса не выполнила до сих пор, пыталась сделать в ноябре по снегу, но директор Борисо-глебского лесничества запретил продолжение этого «маразма». Уход в молодняках выполнен на 20 процентов, провалены и другие позиции. Примерно такое же положение и в других районах, где за дело взялись «спецназовцы».

— Да, картина печальная! Но можно ли как-нибудь ее исправить?

— До нормального уровня положение дел в лесном хозяйстве можно довести лишь в законодательном порядке, воссоздав систему гослесхозов в лесном секторе страны. Но в ближайшее время это невозможно, так как идеология правящей власти такой подход не приемлет.

— Что же тогда делать?

— Как можно скорее передавать бесхозные леса — а их с бывшими колхозными порядочно — в долгосрочную аренду. Практика показывает, что если арендатор имеет опыт работы в лесопользовании, подготовленные кадры, если он сам специалист и если он местный, а не варяг, то дело идет неплохо и с заготовкой древесины, и с охраной насаждений, и с восстановлением вырубок.

— Так в чем же дело? Почему этот процесс в области так затянулся?

— Мне думается, что это происходит из-за ошибочного выбора приоритетов в данном вопросе департаментом лесного хозяйства и правительством области. Дело в том, что в мае 2008 года на региональном совещании в Любиме по развитию лесопромышленного комплекса в области была обозначена стратегическая цель — повысить уровень освоения расчетной лесосеки и увеличить эффективность использования ресурсов через строительство предприятий по глубокой переработке древесины и передачу лесного фонда в долгосрочную аренду. Представители районов и частного бизнеса предлагали опираться на местные предприятия, мелкий и средний бизнес, которому необходимы поддержка и стабильная лесосырьевая база.

Второй подход озвучили представители правительства области и лесного департамента. Суть их предложений сводилась к привлечению крупного внешнего инвестора и передаче леса в аренду крупными участками в границах лесничества. На практике преобладал второй вариант, который, как показало время, оказался ошибочным. Крупный инвестор так и не появился, а десятки, сотни мелких и средних лесозаготовительных организаций, бригад, коллективов, терзаемые поборами соседей и отсутствием своей сырьевой базы, либо зачахли, либо стали «черными» лесорубами.

Но вот с середины 2009 года вроде процесс пошел, началась передача участков леса в аренду всем желающим. Однако вновь возникла серьезная преграда на пути у местных лесопользователей. Опять на сцену вышли ивановские группы, но уже с возросшими аппетитами и амбициями. Они довели суммы откатов до 2 — 4 млн. рублей за средний участок и кое-где стали оформлять аренду на себя.

Ситуация стала обостряться. Фактически у местных лесопользователей этим рейдерским захватом сырьевых баз отнимается будущее. Положение действительно становится безвыходным. Если оплатить откат, чтобы получить в аренду участок, то придется эту сумму впроголодь лет пять отрабатывать.

Что делать в такой ситуации? Этот вопрос неоднократно задавался лесорубами властям всех уровней. Год назад даже состоялось слушание в областной думе по просьбе лесозаготовителей Гаврилов-Ямского и Борисоглебского районов. На мероприятии председательствовал Николай Александрычев, зампредседателя областной думы, были представители УВД, депутаты, специалисты. Давались обещания, гарантии оказания помощи своим предприятиям, но все напрасно.

Департамент лесного хозяйства, вначале опьяненный многопредставительной конкуренцией на лесных аукционах, после анализа первых результатов деятельности варягов забил тревогу и обратился в правоохранительные органы с просьбой о вмешательстве. Недавно состоялась встреча лесозаготовителей области с депутатом Госдумы России Александром Куликовым. Он известный специалист и профессионал в области законности и правопорядка, имеет богатую практику в разрешении вопросов данного типа. Несомненно, он внесет свою лепту в это дело, и в конце концов проблема разрешится. Но время идет. Не опоздают ли меры по пресечению деятельности мошеннических групп и фирм-однодневок? Не умрут ли окончательно местные лесопользователи?

На середину декабря назначен аукцион по продаже остатков леса в Борисоглебском районе. Подготовлено несколько лесных участков. Основные претенденты — местные лесозаготовительные предприятия. К примеру, один из них — это ООО «Лесоруб», которое объединило в себе районные организации и людей, имеющих колоссальный опыт работы в лесопользовании, мощную техническую базу и около сотни обученных работников.

Если и оно останется у разбитого корыта, не получив лесосырьевой базы, а в район придут, как правило, незаконопослушные чужеземцы, работающие вахтовым методом, то последствия не заставят себя долго ждать.

— Валентин Григорьевич, действительно, проблема, обозначенная вами, имеет место и обостряется. Можно ли решить ее на региональном уровне, не дожидаясь поправок в Лесной кодекс в Госдуме страны?

— Несомненно, можно. В ряде областей страны, где эта зараза начинала развиваться, волевым решением хозяина региона принимались разные меры, в том числе через создание комиссий наподобие ранее существовавших конкурсных по отбору кандидатов на участие в лесных аукционах. Кандидаты должны иметь опыт работы, техническую базу, лицензию на деятельность или рекомендации от местной власти и лесной инспекции.

Последнее слово за губернатором области. Я думаю, что Сергей Алексеевич Вахруков — человек принципиальный, действительно хозяин области, радеющий за ее благополучие. Уверен, что он разберется в этом вопросе!

Иван МЕДВЕДЕВ.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page