Уши заказчика

На журналистском форуме Ярпортала в феврале ни с того ни с сего замаячила тема «Реальные тиражи ярославской прессы-2010». Задавшие тему авторы как бы всерьез обеспокоились тем, что местные газеты теряют своих читателей, а тиражи указывают солидные, чем вводят в заблуждение не знающих истинного положения дел рекламодателей. Но на самом деле из цифр, представленных на Ярпортале, видны уши заказчика. НИКТО не спорит, «надувать» тиражи собственных изданий за счет эквилибристики с цифрами нехорошо.

На журналистском форуме Ярпортала в феврале ни с того ни с сего замаячила тема «Реальные тиражи ярославской прессы-2010». Задавшие тему авторы как бы всерьез обеспокоились тем, что местные газеты теряют своих читателей, а тиражи указывают солидные, чем вводят в заблуждение не знающих истинного положения дел рекламодателей. Но на самом деле из цифр, представленных на Ярпортале, видны уши заказчика.

НИКТО не спорит, «надувать» тиражи собственных изданий за счет эквилибристики с цифрами нехорошо. Коллеги по цеху все равно знают что почем. Сами не раз видели, как сдаются в макулатуру килограммы никем не читанных еженедельников и как синим пламенем горят на свалках костры из бесплатных газет рекламных объявлений.

Но раз у нас нет обязательной сертификации тиражей, то почему бы не помухлевать? Не нарисовать своему любимому изданию, которое, конечно же, лучше всех других, в тираже лишний нолик? Говорят, что процент списания некоторых ярославских газет доходит до 50.

ИЦ «СТУДИЯ-С» в своем анализе тиражей ярославской прессы, опираясь на итоги подписной кампании на 1-е полугодие 2010 года, как бы попытался выявить истинные тиражи ярославских СМИ. Для чего? Чтобы «кто-то из рекламодателей сделал с их помощью более верный выбор».

Все печатные издания они разделили на три группы. В первую вошли издания, чьи заявленные тиражи, по мнению исследователей, кажутся им просто мифическими (завышенными в несколько раз). Во вторую группу попали издания с реальными или близкими к реальным тиражами. И в третью — издания, по мнению исследователей, не представляющие для рекламодателя никакого интереса в силу малочисленности их тиражей (менее 5000 экземпляров).

Начинается исследование с журнала «Антенна — Телесемь. Ярославль» с заявленным тиражом 54625 экземпляров, но имеющего всего лишь около 700 почтовых подписчиков. Видимо, этот тираж и идет по разряду мифических. Затем следует газета «Аргументы и факты — Ярославль» с тиражом 30500. Исследователи признают этот тираж реальным. Но тут-то уши и торчат. Имея 2555 подписчиков, «АиФ» за неделю в лучшем случае продаст по всей области тысяч 5. Куда же деваются остальные два десятка тысяч?

Газета же «Золотое кольцо», по словам исследователей, заявляя тираж в 7500 экземпляров, имеет всего около 5000 реальных подписчиков. Откуда исследователи взяли эту цифру — пусть останется на их совести. Но ради справедливости заметим, что, по данным «Почты России», с 1 января «Золотое кольцо» имеет 7113 подписчиков, а с 1 февраля — 7227.

Странно, но на десятой позиции газета «Из рук в руки — Ярославль», имеющая всего 11 почтовых подписчиков с тиражом 16000 экземпляров. А на одиннадцатой — «Северный край» с полутора тысячами подписчиков (на самом деле больше 2 тысяч). На четырнадцатой строчке — газета «Ярославский регион» (бывшая «Юность»), имеющая 4000 подписчиков.

В самом хвосте списка идут газеты: «Ветераны и молодежь», «Советская Ярославия», «Работа для вас», «Ярославская неделя»…

Сумели ли данные исследователи убедить рекламодателей в свою пользу, сказать сложно. В стране финансовый кризис, и рекламные реки пересыхают не только в нашем регионе. Но все равно, как в сталинские времена, в притоке рекламы все решают кадры.

Гораздо больше пользы было бы от проведения исследования читательского интереса к ярославским СМИ. А то ведь одни издания у нас гонят голую рекламу, другие до неприличия прогибаются под учредителем, третьи, словно дорвавшиеся до газетных полос графоманы, забивают их «кирпичами» собственного словоблудия. Новостей мало. События одни и те же, как, впрочем, и их освещение. Аналитических статей по состоянию региональной экономики, безработицы, преступности и т. д. практически никаких. Журналистских расследований очень мало, горячих репортажей тем более. А кому нужны беззубые неинтересные газеты обо всем и ни о чем?

Олег ГОНОЗОВ.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page