Наличники — лицо дома

Куда только не заносит судьба газетчика! Особенно люблю бывать в малых деревнях. Идешь посадом, ищешь нужного тебе человека, и вдруг твой взгляд упирается в резной наличник, окаймляющий окно старой покосившейся избы. Избе, конечно, к веку, вон она как припала к земле. Мост наклонился вместе с горницей в другую сторону. А наличники на всех трех окнах сохранились. Деревянная вязь изображает рябиновые резные листочки, а вверху наличника ягоды.

Куда только не заносит судьба газетчика! Особенно люблю бывать в малых деревнях. Идешь посадом, ищешь нужного тебе человека, и вдруг твой взгляд упирается в резной наличник, окаймляющий окно старой покосившейся избы.

Избе, конечно, к веку, вон она

как припала к земле. Мост наклонился вместе с горницей в другую сторону. А наличники на всех трех окнах сохранились. Деревянная вязь изображает рябиновые резные листочки, а вверху наличника ягоды. Вот бы тронуть их красной красочкой, а листья зеленой оттенить, тут бы и предстал наличник во всей красе. У дома благодаря творению мастера есть свое лицо.

Расспрашивала старых людей о мастере, который создал такую красоту, никто о нем ничего не знает. А хозяйки дома нет в живых, уж она-то бы, наверное, сказала, кто топором смастерил такую красоту. Раньше никаких приспособлений да резцов по дереву не было.

— Теперь таких мастеров нет, — сделали вывод бабушки, у которых я о мастере выспрашивала.

Ошибаетесь, милые, в поселке Петровское их несколько. Например, Виктор Владимирович Самсонов, мастер трудового обучения. На его дом на улице Подгорной, изукрашенный деревянной резьбой и деревянными фигурками, ходят люди полюбоваться. Своему увлечению — деревянной резьбе — Виктор Владимирович отдает все свободное время. Самое главное качество Самсонова — он с «колючим» своим характером в учениках видит талант с первых занятий и уже не отступается от человека, прощает ему и пропуски уроков, и лень.

Братья Медяновы, Сергей и Михаил, учились в основной общеобразовательной школе. Резьба по дереву любимым предметом у них не была. Иной раз и злились на учителя, который не принимал шкатулку или разделочную доску и не ставил за нее оценку до тех пор, пока точно не прорисуется на изделии узор. А сейчас, когда повзрослели и участвуют в выставках, представляя резные наличники, оба с уважением вспоминают своего учителя, говоря с гордостью: «А учились мы у Виктора Владимировича Самсонова!»

Юрий Александрович Толов начал заниматься деревянными кружевами в почтенном возрасте, а точнее, когда исполнилось ему шестьдесят лет. Сделал наличники на заказ в деревню Новоселка. Два его наличника на окнах музея истории поселка. Как же заиграл всеми красками дом музея, когда два окна оделись в деревянные кружева! Люди приходят в музей и первый взгляд останавливают на окнах.

Никогда не пройдешь мимо жилища Топорковых по улице Подгорной. Дом разукрашен деревянными кружевами. С каждым годом их все больше и больше. На доме им мало места. Они занимают пустое место на гараже, дровяном сарае, пристройках. А творец этих чудес — Владимир Сергеевич Топорков. У него в доме мастерская. Жена Юлия Александровна пишет иконы, а Владимир Сергеевич ладит наличники.

Александр Петрович Князев — потомственный мастер. Умеет столярничать, строить дома, украшать их деревянной резьбой. В музей он принес фотографию своего отца Петра Андреевича, который сам построил дом в самый тяжелый, голодный 1947 год. А потом украсил его наличниками.

Повезло Князеву и с тестем Василием Васильевичем Яровым. Фотографию Ярова я увидела в музее. Обратила внимание на руки мастера — огромные, крепкие. Чувствуется в них большая сила.

— Он был отличным строителем, — вспоминает о нем Александр Петрович Князев, — обладал недюжинной силой, мог на спор поднять лошадь. Мастер от Бога. Был награжден серебряными именными швейцарскими часами с надписью: «За хорошую работу В. В. Ярову от А. А. Храброва».

Часам скоро век, ведь подарены были они в 1913 году. Есть в народе поговорка: «Дурной пример заразителен». По-моему, заразителен и хороший пример. Вот стали работники музея проводить выставки деревянного зодчества, и тот, кто на ней побывает, уже не пройдет мимо красоты. Как не прошел мимо выброшенного наличника петровчанин Владимир Михайлович Булыгин. Отыскал в зарослях крапивы обломки, собрал, покрасил и обрядил окно. Вполне возможно, что загорится его душа желанием самому сделать наличники на остальные окна и придет он на выучку к кому-нибудь из тринадцати петровских мастеров.

Еще об одном мастере мне хочется рассказать — о Сергее Николаевиче Тюленеве. Живет он на Садовой улице. Участник Великой Отечественной войны. Был фронтовым водителем. Пришел с войны и начал строить дом для двух сыновей и жены. Строил его долго — тяжело с деньгами было. Появлялись деньги, и что-то до осени удавалось построить. Зарплата у водителя в районной кинофикации была очень маленькой. До семидесяти с лишним лет работал водителем. Когда вышел на пенсию, наконец-то достроил дом и начал его разукрашивать. И первыми сделал наличники.

Когда появились пластиковые окна, казалось, что они не нуждаются в наличниках, но это далеко не так. Еще как нуждаются!

Едешь селом Львы: на одном посаде пластик во многих окнах. Безлико, скучно. И все же такие же пластиковые пакеты увидела на одном из домов поселка. Такие же, но одеты они в деревянные кружева. И как же расцвел с ними дом! Так что не один еще век жить деревянному наличнику.

Светлана МАРТЬЯНОВА,

п. Петровское, Ростовский район.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page