Почем грезы для народа

Сколько развивается искусство, столько люди с его помощью создают виртуальную реальность. Воображаемая в наскальных рисунках охота. Приукрашенная в летописях история. Вымышленные миры в художественной литературе. Музыка, театр, кино…
Все эти устоявшиеся виды виртуальной реальности вынуждены сегодня потесниться. На передовую современности уверенно вышел новый вид производства вымышленных миров — компьютерные игры. В них можно не только путешествовать, но и жить.
Анастасия Смирнова — студентка первого курса заочного отделения исторического факультета ЯГПУ имени Ушинского. С компьютерными играми знакома лет с восьми. Причем благодаря маме. Она работает в финансовой сфере, а дома любит отдохнуть в каком-нибудь виртуальном мире, созданном компьютерными дизайнерами. 

Анастасия Смирнова — студентка первого курса заочного отделения исторического факультета ЯГПУ имени Ушинского. С компьютерными играми знакома лет с восьми. Причем благодаря маме. Она работает в финансовой сфере, а дома любит отдохнуть в каком-нибудь виртуальном мире, созданном компьютерными дизайнерами.

Первыми увлечениями в виртуальной реальности у Насти стали ролевые игры. В классическом варианте это что-то вроде интерактивных сказок про вымышленную или настоящую страну. Потом увлеклась квестами — играми-головоломками. В них себя можно почувствовать в образе детектива или ученого. Годам к шестнадцати Настя стала опытным игроком:

— Как я помню, компьютерные игры давали мне впечатления, которых не хватало в жизни. По тому же принципу ими продолжают увлекаться большинство подростков сегодня. Да и взрослые не исключение. Еще во время игр приходило ощущение душевного комфорта. В нашем беспокойном мире чувство ценное.

При поступлении на заочное отделение вопрос с работой встал сам собой. У большинства тех, кто получает лишь первое образование, выбор подработок невелик. Идут в официанты, промоутеры, продавцы, секретари.

— Эти профессии меня не интересовали, — говорит Настя. — Компьютерные игры — та сфера, в которой я разбираюсь лучше всего.

Продавцом она все-таки стала. И не чего-нибудь, а своих любимых игр. Устроилась в один из ярославских магазинов.

ВПЕЧАТЛЕНИЯ от работы у Насти оказались самыми светлыми. Словно фея виртуальной реальности, она старалась помочь каждому, кто растерялся среди обилия игровых вселенных на витрине.

— Я помню, что давали игры мне, и хотела помочь людям сделать правильный выбор. Чтобы они получили за свои деньги максимум счастья.

Опыт по части игр работа тоже принесла разнообразный. Например, раньше Настя с интересом читала рецензии на них в ряде общеизвестных игровых журналов. На деле выяснилось, что мнение авторов далеко не всегда соответствует запросам людей, которые приходят в магазин. То, что похвалили в журнале, может днями лежать на полке без внимания. И наоборот, то, что журналисты не заметили, иногда уходит в народ вполне успешно.

По словам Насти, для очень многих игры — такое же средство создания имиджа, как дорогой мобильный телефон или иномарка последней модели:

— Приходят такие все на пафосе. И им совершенно не важно, какую именно игру купить. Главное, чтобы была самой крутой на сегодня. Так и сыплют цифрами характеристик своего компьютера, какой он мощный и продвинутый. Смешно, конечно, их слушать, но находим подходящий товар и для таких.

После обеда часто набегают школьники. Эти покупают мало, больше смотрят на красивые обложки. Среди них продавцам по-настоящему неприятно общаться только с одной категорией.

— Быдлята, как мы называем их между собой. Это либо невоспитанные, либо избалованные дети. Они часто грубят или общаются с продавцами как с людьми второго сорта.

Приходят и целыми семьями. Как правило, мама, папа и ребенок. Если это мальчик, ему покупают какую-нибудь стрелялку или гонки. Девочкам больше нравятся игры по мотивам мультфильмов, которые показывают по телевизору. Популярны у них и так называемые одевалки. В них нужно наряжать виртуальную куклу типа Барби.

ДОСТОИНСТВА компьютерных игр очевидны. Но, как и любое другое искусство, они подобны двустороннему лезвию. Так что отрицательных отзывов хватает и по их части. Многие родители беспокоятся за своих детей. Не утонули бы те в компьютерном мире. Другим взрослым, наоборот, на все наплевать. Они отдают детей на воспитание компьютеру, как раньше отдавали на поруки телевизору. А еще раньше гувернантке.

А истина, как всегда, посередине. Если ребенок увлечен виртуальной реальностью, то все равно найдет способ играть независимо от запретов. У друзей, в компьютерном клубе.

Другой подход — попробовать играть во что-то вместе. Тогда наладится не только понимание, но и возникнет взаимное доверие. Сегодня есть немало хороших игр, которые в равной степени интересны и взрослым, и детям.

Как считает Настя, сложности в отношениях между родителями и детьми по причине компьютерных игр главным образом возникают из-за нехватки у родителей времени на собственного ребенка. Отсюда и все проблемы.

Сергей СУСЛОВ.

Фото Виктора ОРЛОВА.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page