Слава богу, пока не погорелый

Вот уже месяц, как Ярославский драматический театр имени Федора Волкова закрыт из-за нарушений пожарной безопасности. И, к сожалению, это далеко не все проблемы, которые накопились в старейшем российском храме Мельпомены за последние полтора года — время директорства здесь Бориса Мездрича. А ПОДАТЬ СЮДА ФЕДОРА ГРИГОРЬЕВИЧА Прежде всего — о пожарной безопасности.

Вот уже месяц, как Ярославский драматический театр имени Федора Волкова закрыт из-за нарушений пожарной безопасности. И, к сожалению, это далеко не все проблемы, которые накопились в старейшем российском храме Мельпомены за последние полтора года — время директорства здесь Бориса Мездрича.

А ПОДАТЬ СЮДА ФЕДОРА ГРИГОРЬЕВИЧА

Прежде всего — о пожарной безопасности. По мнению ярославцев, неравнодушных к судьбе первого русского театра, в том числе и многих его сотрудников, Борис Мездрич просто искусственно затягивает решение проблемы. Кое-что он вроде бы делает или создает видимость деятельности, но почему-то очень медленно и нерасторопно. Вот Ярославский ТЮЗ и кукольный давным-давно открылись, и за две недели все спорные моменты с пожарными утрясли. А в первом русском все Жучку — кошку — мышку за хвосты тянут. Складывается впечатление, будто Борису Михайловичу очень даже на руку нынешнее закрытие Волковского. Во-первых, можно в очередной раз поплакаться в жилетку чиновникам из Министерства культуры и поклянчить нехилую сумму, которая якобы требуется для устранения пожарных нарушений. На деле же, если провести независимую экспертизу и пригласить для составления сметы компетентных людей не из команды Мездрича, сумма может быть в два-три раза меньше запрашиваемой. По крайней мере, в Ярославле многие считают, что так все и есть.

Во-вторых, при закрытых театральных дверях легко и просто рассказывать всевозможные небылицы о якобы сорвавшихся гастролях и фестивалях, о которых ранее никто и не слышал. Состоялись бы они в реальности или это только фантазии директора — вопрос. Съездил же Борис Михайлович в Чикаго и еще пару городов будто бы решать вопросы о гастролях. А на деле — когда они состоятся? Составлен ли в данном случае между театрами договор о будущих намерениях? Почему-то думается, что нет.

В-третьих, злые языки утверждают: у Мездрича не все гладко с получением театральной премии «Золотая маска». Поговаривают, что деньги за нее уже уплачены. Но кое-кто из жюри фестиваля не счел нужным поощрять слишком спорный и неоднозначный спектакль «Горе от ума». И этот факт сильно раздражает директора Волковского, у которого всегда все должно быть круче всех. Иначе какой же это лучший театральный менеджер России?.. Теперь же все неудачи и промахи можно с чистой совестью свалить на закрытие театра, дескать, не смогли должным образом принять именитых столичных критиков и показать им спектакль.

Кстати, в многочисленных интервью, которые Борис Михайлович дает налево и направо, а пиарить себя этот человек умеет и любит, он во всем случившемся винит прежнее руководство театра. По меньшей мере, это возмутительно и неэтично. Тем более что из всех директоров Волковского постоять за себя нынче может только Алексей Иванов. Неужели у Мездрича хватает совести осквернять память Валерия Сергеева и других покойных руководителей первого русского, которые так много сделали для его развития и с которыми, между прочим, Борис Михайлович даже не был знаком? Увы… Если так дальше дело пойдет, можно смело предполагать, что Мездрич и до Федора Волкова докопается.

20 февраля Борис Михайлович собирал труппу Волковского и сообщил о текущем положении дел. Говорил о каких-то упущенных в связи с закрытием театра возможностях: то не состоялось, да это могло бы быть. Ругал прежнее руководство: дескать, за разгильдяйство его расстрелять надо. Зачитал обращение в Министерство культуры с просьбой вникнуть в проблемы и выделить деньги. Заявил, что при таком раскладе, как сейчас, театр не откроется еще долго. Вот так-то!

Борис Мездрич, по прибытии в Волковский, похоже, даже и не задумывался о том, в каком состоянии его принимает. Складывается впечатление, что о пожарной безопасности и ремонте он заботился меньше всего. Перспектива получения больших денег, выделяемых под юбилей города и театра, — вот что, по всей видимости, сыграло главную роль в его назначении. А иначе как объяснить, что за полтора года он фактически не сделал для ярославского храма Мельпомены ничего? Капитальный ремонт в первом русском был при Мездриче приостановлен и до сих пор не завершен. Договор с фирмой «Тауэр XXI», проводившей реконструкцию театра, так и не расторгнут, а Борис Михайлович вроде бы все еще пытается по-живому, с нарушениями заключить новый договор — с московской фирмой «Росзарубежстрой». По слухам, эта крутая фирма активно сотрудничает кое с кем из Министерства культуры.

Как мы уже писали, с Министерства культуры Борис Михайлович хочет вытребовать 600 — 700 миллионов рублей на реконструкцию Волковского театра. Однако ярославские строители брались качественно выполнить все работы за 199 миллионов рублей. И совершенно непонятно, откуда вдруг выплыла сумма в три с лишним раза больше и составлена ли в данном случае проектно-сметная документация. С потолка она, что ли, свалилась?..

Постановки, выпущенные в театре при Борисе Михайловиче, — очень неоднозначные и вызывают немало кривотолков и нареканий. Надоел уже этот бесконечный, далеко не всегда оправданный авангард, сетуют зрители и покидают зал, не дождавшись окончания спектаклей. Из репертуара Волковского фактически исчезла классика в нормальном ее понимании.

Фестивали? И тут все сомнительно. Ежегодный международный театральный Волковский фестиваль был организован еще при Валерии Сергееве. И заслуги Мездрича тут нет никакой. «Будущее театральной России» — промоушен для молодых начинающих актеров — не добавил самому Волковскому театру ни славы, ни денег. Несколько спектаклей, привезенных на этот фестиваль, демонстрировались за закрытыми дверями и с малым количеством зрителей. Зато Борису Михайловичу удалось пообщаться с театральными критиками, которым тоже зарабатывать надо.

Гастроли? Да никаких особо и не проводилось. Выезжали волковцы пару-тройку раз по России-матушке на несколько дней, и все. Хотя при прежнем-то руководстве сколько успешных зарубежных гастрольных поездок в иные годы состоялось!

ДВАДЦАТЬ ЧЕТЫРЕ —

ЗА ПОРОГОМ

Кстати, несколько слов и об увольнениях. С сентября 2008 года по настоящий момент из театра имени Волкова по тем или иным причинам были уволены 24 сотрудника, проработавших в первом русском долгие годы. Часть людей вынудили уйти по собственному — читай директорскому — желанию. Те же, что нашли в себе силы противостоять хамству и натиску «лучшего менеджера», который активно формировал для себя новую команду, попали под сокращение. А на их места были взяты другие люди, которые фактически стали выполнять те же обязанности. Так, к примеру, после сокращения должности заместителя директора по реконструкции и строительству здания, тут же в штатное расписание была введена должность заместителя директора по строительству.

А ныне в Волковском в новой команде, в числе «своих», работают жена и сын Бориса Михайловича. Их взяли вместо выгнанных людей. А под Елену Медведскую даже новую должность придумали — она занимается издательской деятельностью.

Не считаясь с опытом, заслугами и социальным положением сотрудников, Мездрич, по всей видимости, пытается без разбора избавиться от всех, кто работал при Валерии Сергееве и Алексее Иванове. Не хочется верить разговорам, что он бесцеремонно увольняет даже матерей — одиночек, не обременяя себя законом и моралью. Монолог, как утверждают очевидцы, в кабинете директора короткий: «У меня намечаются грандиозные дела, мне нужны свои люди, против вас лично ничего не имею, но здесь не будет никто работать из команды этого «балалаечника» (это о Валерии Сергееве — авт.). Уйдешь по-хорошему — дам денег, не уйдешь — все равно сокращу, будешь сидеть на окладе и, соответственно, компенсацию получишь копеечную. А будешь жаловаться — раздавлю, по статье уйдешь и ни в одно место не устроишься»…

Просто удивительно, каким, видимо, всемогущим считает себя Борис Михайлович! Да только на то, чтобы справиться со всеми уволенными его могущества не больно-то хватает. Многие из ушедших не по своей воле волковцев с честью отстаивают свои права в суде. И проигранных процессов на счету нынешней дирекции театра куда больше, нежели побед. Только в Министерстве культуры и правительстве области об этом, наверное, не догадываются. И не знают, на что расходуются федеральные денежки. Не переживают, что к юбилею Ярославля и самого Волковского театр предстанет перед гостями нашего города таким задрипанным, что плакать захочется. Иначе не поддерживали бы так рьяно человека, погрязшего в конфликтах и ссорах. Ведь судами Борис Михайлович уже серьезно подмочил себе репутацию. Как говорится, добрая слава на месте стоит, а худая вперед бежит.

НЕ ЕДЕТ РЕВИЗОР

Злые языки также поговаривают, что при Борисе Михайловиче в театре возникало и возникает немало различного рода нарушений. Например, уже после закрытия Волковского представителями пожарной охраны Мездрич заставил подпольно работать театральные цеха: вынудил людей незаконно выйти на работу и находиться в аварийном здании, рискуя здоровьем и жизнью. А по спискам столяры, плотники и швеи проходили как устраняющие пожарные неполадки.

А к одному из спектаклей театральные костюмы якобы шились вовсе не в волковских мастерских. Хотя по документам значилось именно так. Разницу в деньгах — в родном-то театре было бы раза в два дешевле — Борис Михайлович, видимо, записал на свой счет. Но это уже загадка не для журналистов, а для прокуратуры.

Между прочим, очень странно, что при Мездриче театр ни разу не сотрясали серьезные проверки — из КРУ, прокуратуры и прочих известных организаций. Хотя нет, была одна не слишком грандиозная проверка, но по какому-то удивительному стечению обстоятельств ревизоры интересовались только прошлой деятельностью Алексея Иванова и Валерия Сергеева.

Когда Борис Михайлович только приехал в театр имени Волкова, он считал себя благодетелем, который спасет ярославский театр. И приложил немало усилий для того, чтобы перечеркнуть историю первого русского, заставить людей забыть о тех творческих победах и радостях, которые были до него. К счастью, не получилось. Его старания почему-то оборачиваются для нашего театра трагедией. Как говорится, благими намерениями вымощена дорога в ад.

Алексей ВАВИЛОВ.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page