Немного в горку, и вот она — школа

Глубокая осень, почти предзимье. Ранним утром в потемках маленькая девочка-подросток спешит в школу. Сегодня она отстала от своих сверстников, помогает маме со скотиной управляться. Путь неблизкий — 4 километра до Пархачева по осеннему бездорожью. Тропинка местами сворачивает на опушку леса, там посуше и потеплее. Но что это? Еще вчера здесь не было этого холма. Вдруг он зашевелился, встал на ноги и, ломая рогами ветки, побежал в глубь леса.

Глубокая осень, почти предзимье. Ранним утром в потемках маленькая девочка-подросток спешит в школу. Сегодня она отстала от своих сверстников, помогает маме со скотиной управляться. Путь неблизкий — 4 километра до Пархачева по осеннему бездорожью.

Тропинка местами сворачивает на опушку леса, там посуше и потеплее. Но что это? Еще вчера здесь не было этого холма. Вдруг он зашевелился, встал на ноги и, ломая рогами ветки, побежал в глубь леса. От неожиданности и страха сердце бешено колотится — да это же лось!

Сколько таких девчонок и мальчишек в те же 50-60-е годы месили грязь и мерзли от холода, добираясь до школы. Весной и осенью преодолевали разъезженные тракторами дороги и ручьи. Зимой их подстерегал не только холод, но и волки. Было время — ходили в школу с факелами, которые с вечера им готовили родители. Брали солярку у местных трактористов и обливали ею намотанную на палку ветошь. Волки боялись приближаться к детям при виде огня.

Пройдя сухой лесок, девочка вышла на поляну. Дальше опять болотистое место, как бы не начерпать воды в сапоги. Но вот уже потянуло знакомым запахом печеного хлеба и печного дыма. Немного в горку, и вот она — школа. Во всех окнах огонь. Это Александр Михайлович уже поставил на парты семилинейные керосиновые лампы.

У входа в школу стоит Михалыч (так Александра Михайловича за глаза уважительно звали все), встречает каждого ученика: «Ну что, начерпали целые сапоги и подолы? Марш ко мне на печь». И мы послушно грелись на печи у этого простого, но в то же время строгого учителя. Он не только дал нам знания, но и привил любовь к труду, к родной природе.

После уроков веселыми стайками мы бежали домой по своим деревням. Там спешили выполнить родительские поручения — наносить дров к печам, воды, убрать в стойлах у коровы и других животных, сходить на станцию в магазин за хлебом. А потом — уроки. Телевизоров было мало, а потому отец всегда читал нам перед сном книгу. Мы очень любили эти минуты и были готовы исполнить все и быстро, чтобы приблизить час чтения.

А утром все сначала. Еще темно, в окна бьется вьюга и хочется закопаться поглубже в одеяло. Но надо вставать и собираться в школу. Скоро Новый год, и мы вырезаем снежинки, готовим игрушки, гирлянды из тетрадных листов, раскрашиваем, клеим. Все своими руками. Платья девочкам-снежинкам шьют родители из марли и ваты. Сколько будет радости, когда мы увидим Деда Мороза! Хотя все заранее знают, что это будет наша техничка тетя Катя.

В нашей начальной школе был свой приусадебный участок, где мы выращивали картошку, свой крольчатник. Осенью неизменно ходили мы помогать совхозу убирать лен, сажали сосенки на вырубках.

Сколько пролетело лет и зим. Сколько прошло детей через такие вот школы. Где вы теперь? Какие вы? Помните ли нашу школу в деревне Пархачево Любимского района?

Вот уже несколько лет группа бывших девчонок и мальчишек — единомышленников, односельчан, одноклассников в деревне Шашково проводит слет «Деревня моя».

Вспоминаем былое время, рассказываем о себе, рассматриваем старые фотографии, поем песни своей юности, танцуем. В планах на следующую встречу — организовать слет на месте начальной школы в деревне Пархачево. И не важно, что там сейчас никто не живет. Хотим посетить кладбище, где похоронен учитель Александр Михайлович Виноградов, наш любимый Михалыч, и снять видеофильм. Дорогие односельчане деревень Селище, Лесино, Пархачево, Нестерово, Надеево, Шашково, отзовитесь! Координаты для связи находятся в редакции газеты «Золотое кольцо».

С уважением

Галина Владимировна

СУВОРОВА (Васильева).

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page