Дом шизофреника

«Пригласи меня к себе домой, и я сразу поставлю тебе диагноз», — так говорят опытные доктора-психиатры, не раз сталкивавшиеся со своими пациентами в различных жизненных ситуациях. И ошибаются они крайне редко. Мне самому однажды довелось побывать в квартире настоящего шизофреника, визит в которую запомнился надолго. ШОКИРУЮЩАЯ ПРЕЛЕСТЬ Жил он, а скорее всего, и продолжает жить в скромной «однушке» на первом этаже обычного пятиэтажного дома.

«Пригласи меня к себе домой, и я сразу поставлю тебе диагноз», — так говорят опытные доктора-психиатры, не раз сталкивавшиеся со своими пациентами в различных жизненных ситуациях. И ошибаются они крайне редко.

Мне самому однажды довелось побывать в квартире настоящего шизофреника, визит в которую запомнился надолго.

ШОКИРУЮЩАЯ ПРЕЛЕСТЬ

Жил он, а скорее всего, и продолжает жить в скромной «однушке» на первом этаже обычного пятиэтажного дома. Но туда вполне можно было устраивать экскурсии для любителей острых ощущений. Сам хозяин квартиры, мужичок лет пятидесяти пяти с вкрадчивыми манерами и тихим голосом, говорил о себе во множественном числе: «Мы так считаем, мы думаем, мы знаем, мы любим…», чем сразу напомнил мне небезызвестного персонажа из «Властелина Колец», так любившего к месту и не к месту повторять: «Моя прелесть». В своей квартирке он действительно разместил целую выставку предметов, которые считал своими сокровищами: найденные на улице ювелирные украшения, мобильники, пластиковые карточки, монеты и купюры весьма высоких номиналов вплоть до пятидесяти евро. Он одновременно понимал и не понимал истинной ценности всего этого, гордясь тем, что оно у него есть, и в то же время не пытаясь как-либо практически использовать.

А как использовать? На жизнь скромной инвалидской пенсии ему хватало, а звонить не только по мобильному, но и по стационарному телефону было абсолютно некому. Единственным близким ему человеком в этом мире была умершая несколько лет назад мать. Но именно с ее образом были связаны самые необычные и жутковатые впечатления у любого человека, впервые переступившего порог его жилища. Миша всегда говорил о родительнице в настоящем времени и в подтверждение своих слов показывал приходящим… саму маму. Первое, что можно было увидеть через приоткрытую дверь комнаты, — ноги в чулках и стоптанных домашних тапочках. Сделаны они были из пустых пластиковых бутылок, как и руки в перчатках. На всю эту импровизированную фигуру был надет мамин халат, а сверху сооружение прикрывала шляпка от солнца, надетая на голову от куклы, которую дополняли пластмассовые черные очки.

Тут впору было вспомнить уже другой шедевр мирового кинематографа — знаменитый хичкоковский «Психоз», самым наглядным образом показывающий, что такое пресловутое «раздвоение личности». Правда, в отличие от его главного персонажа тихий шизофреник Миша никакой социальной опасности для окружающих не представлял и в стационаре лежал только в далекой молодости, еще при жизни матери.

НЕ ПЫТАЙСЯ ПОНЯТЬ, ЧТО ТЕБЕ НЕ ДАНО

Посторонним людям, впервые увидевшим дом шизофреника, может показаться, что в нем царит полный хаос, но в действительности это не так. Все предметы в нем расставлены и разложены в соответствии с внутренней логикой хозяина, которой никогда не понять окружающим. Специалисты не зря называют мышление больных шизофренией паралогичным. Главное — поняв, с кем вы имеете дело, никогда не пытайтесь постичь его образ мыслей, последовательность поступков и отношение к организации жизненного пространства. Если вам это удастся без особых усилий, поздравьте себя с новым диагнозом, который смело можете поставить самому себе…

Человек, пребывающий в маниакально-воз­бужденном состоянии, характеризующемся суетливой гиперактивностью, непоследовательностью действий, «скачкой идей», ни на одной из которых он не может зафиксироваться дольше, чем на несколько секунд, буквально переворачивает свою квартиру, комнату или рабочий кабинет вверх дном. Найти в этом хаотичном нагромождении практически ничего невозможно, но это хаос живой, постоянно меняющийся, как и психическое состояние его хозяина.

А вот у пациентов, находящихся на другом эмоциональном полюсе — в фазе депрессии, беспорядок, напротив, обусловлен отсутствием у них стремления к какой-либо деятельности. Все грязно, запущено, покрыто пылью, в кухне — гора немытой посуды, в ванной — ворох нестираного белья. Зрелище неприятное, но не безнадежное. Как только депрессия закончится благодаря лечению или пройдет сама по себе, квартира вернется в привычное состояние и будет оставаться таковой вплоть до следующего депрессивного эпизода…

Очень похоже выглядит обычно и жилище алкоголика, правда, с одним небольшим, но обязательным дополнением — обилием пустых бутылок из-под спиртного и пивных банок. К тому же запах в таком помещении тоже весьма специфический. Сходство вряд ли можно назвать случайным. Современная психиатрия придерживается точки зрения, что в большинстве случаев запои обусловлены резкими перепадами настроения, ведь алкоголь, как известно, является наиболее доступным и быстродействующим антидепрессантом.

ДУХ ПЛЮШКИНА ПРИХОДИТ СО СВАЛКИ

Параноики, одержимые бредом преследования, оборудуют свои дома в полном соответствии с собственными представлениями о враждебном окружающем мире. Окна в их квартирах нередко бывают плотно занавешены даже днем, в дверях явно избыточное количество замков. Иногда они заклеивают даже вентиляционные решетки, где, по их мнению, могут быть установлены видеокамеры, закрывают розетки, через которые недоброжелатели пускают отравляющий газ. По комнатам в потайных местах у них развешаны нитки и прикреплены волоски, по которым они проверяют, были ли в помещении посторонние.

Люди с невысоким интеллектом — олигофрены — в силу своих скромных умственных способностей не могут определить истинной ценности вещей, и в их домах совершенно никчемные предметы соседствуют с дорогими и престижными. Неумение отделять важное от втростепенного приводит к тому, что на ограниченном пространстве скапливается слишком много всего. Периодические же попытки разобраться и навести порядок приводят к еще большей неразберихе. Есть и такие, кто постоянно пополняет запасы «материальных ценностей», неся в дом что попало, включая вещи, подобранные у мусорных контейнеров и даже найденные на городских свалках. Квартиры таких граждан мало чем отличаются от последних. Стремление к собирательству всевозможного хлама, превышающее все мыслимые и немыслимые пределы, по имени известного литературного персонажа назывется синдромом Плюшкина. Оно присуще личностям с невысоким интеллектом и пожилым людям, утратившим способность критически оценивать собственное поведение. Опытным психиатрам, чтобы понять, о ком идет речь, вовсе не обязательно знакомиться с внутренним содержимым такой квартиры. Можно все определить по запаху еще на подходе к ней.

ВСЕ ПО СКЛАДОЧКЕ, ПО ЛИНЕЕЧКЕ

Прямая противоположность этому — жилища эпилептиков, в которых все находится в неестественно идеальном порядке. Все вещи расставлены и разложены по строго определенным местам, кровати заправлены без единой складочки, как по армейскому уставу. Посуда, обувь, предметы домашнего обихода — все находится там, где должно находиться по мнению хозяина, и малейшие отклонения недопустимы. В таком помещении постороннему человеку находиться крайне неуютно, и хочется как можно скорее его покинуть.

Иначе выглядят резиденции истероидных личностей, чья жизнь ими самими воспринимается как нескончаемое шоу. Их жизненное пространство — декорации к этому шоу, яркие, вычурные, часто нелепые и абсолютно несочетаемые друг с другом. Но иначе они не могут. Оказавшись у такого человека в следующий раз, даже через сравнительно короткое время, многого, что вам запомнилось, вы уже не увидите. Для истероида важны не вещи, а он сам, всегда находящийся в центре внимания. А для этого декорации нужно менять почаще, чтобы никакая из них не зажила самостоятельной жизнью, составив конкуренцию хозяину…

Делать выводы о характерологических особенностях личности обитателя того или иного жилища полезно не только психиатрам, которым это значительно облегчает постановку диагноза, но и представителям других профессий, связанных с работой с людьми. К примеру, сотрудникам кадровых агентств и потенциальным работодателям. Побываете дома у претендента на рабочее место и решите, впишется он в ваше бизнес-пространство или нет.

В старые добрые времена люди не случайно, прежде чем благословить собственных детей на вступление в брак, внимательно знакомились с семьями будущих родственников, ходили к ним в гости, и неряшливые, эксцентричные, не в меру экономные или расточительные редко получали одобрение. Наверное, этот опыт было бы неплохо использовать и в современных условиях. Спутников жизни сегодня все выбирают сами, а вот распространить такой подход на выборных должностных лиц было бы очень даже разумно. Если избиратели будут видеть кандидатов в реальных жизненных ситуациях там, где они на самом деле живут, работают и отдыхают, а не в искусственно срежиссированных и причесанных имиджевых рекламных роликах, имеющих мало общего с действительностью, то и ошибаться при выборе они будут значительно реже. Во всяком случае, очень бы хотелось на это надеяться…

Николай КУДРИН.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page