Игрушки, которые надоели

На страницах «Золотого кольца» достаточно часто публикуются материалы о проблемах бездомных собак. Причем мнения авторов весьма противоположны: одни явно симпатизируют бездомным псам, другие требуют их немедленного уничтожения или вывоза из города. Я хочу рассказать об одичавших некогда домашних собаках, попавших в пригородные леса Переславского района. КАК собака становится дикой? Только благодаря человеку.

На страницах «Золотого кольца» достаточно часто публикуются материалы о проблемах бездомных собак. Причем мнения авторов весьма противоположны: одни явно симпатизируют бездомным псам, другие требуют их немедленного уничтожения или вывоза из города. Я хочу рассказать об одичавших некогда домашних собаках, попавших в пригородные леса Переславского района.

КАК собака становится дикой? Только благодаря человеку. Весной, отправляясь на дачу, заботливые родители приобретают щеночка, чтобы детям не было скучно. Иные владельцы дач берут взрослого пса сторожевой породы для охраны дачи по газетному объявлению: «Отдам в добрые руки…» 

По окончании дачного сезона щенок подрастает. Он привык к даче, к свободе, но совершенно не приспособлен к жизни в квартире. Собаку снова отвозят на прежнее место жительства или просто выпускают в лес в надежде, что она сама как-нибудь прокормится.

Та же судьба постигает и большинство верных сторожей. Какое-то время хозяева ездят на дачу 2 — 3 раза в неделю — кормят собаку. Потом визиты переносятся на выходные. Потом собаку в лучшем случае спускают с привязи. В худшем — предоставляют псу самому решать: умереть с голоду на цепи или оборвать привязь. Таким образом, уже к середине ноября в опустевших дачных поселках образуются стаи бездомных псов. Впрочем, сами они не считают себя бездомными: псы по-прежнему охраняют подконтрольную им территорию, промышляя охотой на мышей, грызунов и зайцев.

К середине зимы жизнь собачьих стай становится тяжелее и нравы ожесточаются. Наиболее мелкие и ослабевшие особи гибнут. Более крупные и наглые псы начинают набеги на ближайшие жилые деревни с целью охоты на домашнюю птицу и мелкий рогатый скот. У псов восстанавливаются охотничьи инстинкты, унаследованные от диких предков-волков. В отличие от последних собаки не испытывают свойственного волкам страха перед запахом металла, машин, человеческого жилья и самого человека. Большинство нападений на домашний скот, приписываемых волкам, совершалось в нашей местности именно одичавшими собаками.

К весне соответственно жестокому естественному отбору выживают самые умные, хитрые, физически сильные особи, передающие свои способности к выживанию по наследству. С точки зрения биологии, потомство их можно отнести к виду «собака домашняя», но на самом деле это уже хищные звери, полностью адаптировавшиеся к жизни в условиях лесов. Весной одичавшие псы занимают лисьи и барсучьи норы, выживают истинных хозяев и плодятся в максимальных количествах.

Вопреки распространенному мнению самый страшный зверь в лесу не волк, а гибрид собаки и волка, сочетающий охотничьи навыки и полное отсутствие боязни человека.

То же самое могу сказать о брошенных на дачах и выпущенных в лес надоевших хозяевам кошках. Переживший зиму зверек становится грозой местных птиц и конкурентом лис и мелких лесных хищников, нарушая естественное состояние лесного сообщества.

Кроме того, «лесные кошки» наряду с лисами могут стать разносчиками опасного для человека заболевания — бешенства.

Уверен, что написанное здесь многим не понравится. Но это, к сожалению, горькая правда жизни. Еще раз прошу: подумайте, прежде чем приобретать живую игрушку. Собаки и кошки — живые существа, и вся ответственность за их жизнь и поведение лежит на совести хозяев. Не забывайте: вы в ответе за тех, кого приручили.

Геннадий ФЕДИНА, государственный инспектор отдела охотничьего и лесного контроля и надзора национального парка «Плещеево озеро».

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page