Трижды воскресший

Если собрать вместе несколько поколений Морщининых, то для них впору собственную школу открывать. Есть здесь учителя русского языка и литературы, английского языка, истории, физики, физкультуры и других предметов — практически всех специальностей. А их родоначальнику, Александру Павловичу Морщинину, 12 марта исполнилось 90 лет! Годы его учительствования — с 1937-го по 1978-й — прервала лишь война, с которой он пришел живой вопреки похоронке, полученной матерью.

Если собрать вместе несколько поколений Морщининых, то для них впору собственную школу открывать. Есть здесь учителя русского языка и литературы, английского языка, истории, физики, физкультуры и других предметов — практически всех специальностей. А их родоначальнику, Александру Павловичу Морщинину, 12 марта исполнилось 90 лет! Годы его учительствования — с 1937-го по 1978-й — прервала лишь война, с которой он пришел живой вопреки похоронке, полученной матерью.

Родился он в соседней Вологод-

ской области, но позднее родители с шестью ребятишками переехали в Первомайский район. Мать была неграмотная, у отца за плечами 3 класса церковно-приходской школы, и детей своих родители старались наставить уму-разуму. Саша был хорошим учеником, но когда закончил 8 класcов, на 9-й класс учеников по нормам не набиралось. Им предложили пойти работать учителями начальных классов, а учебу продолжить заочно в Даниловском педучилище. Александр согласился и в числе других таких же педагогов-малолеток отправился сеять разумное, доброе, вечное в Овсяниковскую начальную сельскую школу. Ввиду малокомплектности школы молодой учитель Александр Павлович Морщинин вел уроки одновременно в первом и третьем классах для 12 учеников. Время было тяжелое, ребятишки ходили полураздетые, голодные, но учителя своего любили и слушались. Заметило его и начальство, уже через 2 года поставив заведующим Легковской начальной школой. А в 1940 году он окончил педучилище и его забрали в армию. Служил на Дальнем Востоке, и когда началась война, Александра Павловича направили на курсы лейтенантов. После их окончания молодого лейтенанта направили заместителем начальника учебной части 22-го отдельного офицерского полка резерва Юго-Западного фронта. Потом он был командиром пулеметной роты 152-й Днепропетровской Краснознаменной дивизии, и в одном из кровопролитных боев за станцию Верхнеднепровск был контужен. Трое суток пролежал он без сознания, и похоронная команда, обходившая поле боя и оформлявшая списки убитых, отправила похоронку и на него, Морщинина Александра Павловича. Да только когда всех убитых стали укладывать в траншеи, чтобы похоронить, Морщинин застонал. Это и спасло ему жизнь, и он был направлен в госпиталь, где провел длительное время. И вот ведь материнское сердце! Не поверила мать похоронке на своего Сашеньку! А когда от него пришло письмо из госпиталя, тут же побежала c ним в военкомат: жив, не погиб! Запись о гибели 9 января 1944 года на станции Верхнеднепровск лейтенанта Александра Павловича Морщинина 1920 года рождения так и осталась навечно в Книге памяти.

После госпиталя лейтенант Морщинин разыскал свою дивизию, и уже в составе 1-го Белорусского фронта продолжил свой боевой путь. Отличился он и здесь. Неподалеку от Большой Софиевки был овраг, на одной стороне которого стояли немцы, а на другой — русские. Посередине, в нейтральной зоне, был колодец с питьевой водой, за которой в ночное время ходили и немцы, и русские. Настала очередь и лейтенанта Морщинина пойти за водой, и он с тремя солдатами, преодолев кукурузное поле, подкрались к колодцу. Глянь, а там двое немцев: один наклонился с ведром, а второй, с автоматом, его прикрывал. Того, что с автоматом, быстро прикончили, а второго связали и в свою часть доставили. За этот эпизод Александр Павлович медаль «За отвагу» получил.

А другой случай произошел в Восточной Пруссии. На передовой замолк пулемет, и лейтенант решил узнать причину. Перебежками он стал приближаться к пулеметчику и попал под прицел снайпера. Морщинин вовремя успел спрятаться за березу, от которой отлетела лишь щепка. Тогда Александр Павлович нацепил свою каску на палку и приподнял ее над землей в стороне от березы — по каске тут же ударила пуля снайпера. Тогда лейтенант затих, чтобы немец подумал, что убил его, и до темноты пролежал без движения. Этим он вновь спас свою жизнь, а вот пулеметчика обнаружил с разорванной осколком головой…

Крупная станица Большая Костромка растянулась километров на 15 в длину, и бои здесь шли за каждую улицу с переменным успехом. Когда немцы вновь поднажали, наши стали отходить, и лейтенант Морщинин на бегу вдруг рухнул в какое-то подполье, прикрытое сверху настилом из соломы. Высота была около 3 метров, и лейтенант сильно ударился головой и сломал ключицу. Потеряв сознание, он очнулся уже ночью, в темноте, и услышал сверху немецкую речь. «Значит, немцы нас потеснили, и я у них в тылу», — сообразил раненый лейтенант. Сдаваться он не собирался и только крепче сжимал пистолет, намереваясь отстрелять оставшиеся две обоймы в немцев и последнюю пулю пустить себе в голову. Дня два провалялся он в том погребе, пока наши не оттеснили немцев, а его ординарец Мишуха не нашел его в погребе и не помог ему выкарабкаться наверх.

Со своей любимой девушкой Нюрой Александр переписывался все годы службы в армии и фронтового пути. В 1944 году в Пруссии он заболел кровяным поносом — дизентерией, и после трех недель госпиталя ему дали 2-недельный отпуск домой. Несмотря на то что шла война, они с разрешения Нюриных родителей расписались и стали мужем и женой как раз в ее день рождения, 19 августа 1944 года. Не было ни свадьбы, ни свадебного путешествия, а самым приятным воспоминанием, от которого и сейчас зажигаются огоньки в глазах 90-летнего Александра Павловича, было купание в Скалинском озере… Вода была теплая-теплая, а дело молодое… Но 2 недели отпуска пролетели как один миг, и лейтенант Морщинин вновь отправился на фронт. Да только недолго он навоевал —

16 марта 1945 года во время боя в Восточной Пруссии получил очередную контузию, изо рта, носа и ушей шла кровь, и лейтенанта Морщинина комиссовали как ограниченно годного к военной службе. Вновь был госпиталь, и только 16 июля 1945 года Александр Павлович вернулся домой. Из четырех братьев Морщининых пришли с войны инвалидами только Александр и Борис, а двое других погибли, причем средний, стрелок-радист авиации Иван Морщинин, 7 мая 1945 года, накануне Дня Победы.

Вторая группа инвалидности Александра не пугала любимую Нюру. Уже через 8 месяцев у них родился первенец Юрий. А вот на работу контуженого, заикающегося учителя Морщинина не брали. С 1945-го по 1947 год он был в очень тяжелом состоянии, но рук не опускал. Чтобы разработать голос, уходил в лес и кричал, через силу, со слезами на глазах. И чудо произошло! Нормальная речь к нему вернулась, а ученики впоследствии называли его Левитаном за прекрасную дикцию. Учительствовали вместе с супругой Анной Федоровной, Александр Павлович стал преподавать русский язык и литературу в Пречистенской средней школе. И ничего, что учитель ходил на работу в военном кителе, хромовых офицерских сапогах и зашитой армейской шапке, которую рассекло снарядом в одном из боев. Ребята его еще больше уважали и в сотый раз просили рассказать про похоронку, пришедшую матери на живого сына, про немецкого снайпера, про овощехранилище в тылу у немцев. А девчонки целыми классами были влюблены в своего преподавателя, а одна из них даже осмелилась однажды пригласить его на танец на школьном вечере.

Среди его выпускников — рядовые учителя и директора школ, заслуженные учителя, а все три сына Александра Павловича и Анны Федоровны Морщининых окончили факультет физвоспитания Ярославского пединститута. Сам Александр Павлович стал полноправным пенсионером с января 1978 года, сначала инвалидом войны второй группы, а теперь уже и первой с диагнозом «осколочные явления после контузии». За 90 лет жизни много повидал, уже нет в живых ни его друзей, ни его коллег по работе. Всегда свята была для него и семья. За 66 лет семейной жизни супруги ни разу не поссорились — сыновья тому свидетели. Старший, Юрий, умер от тяжелой болезни, сильно сдала после инсульта и его Нюра, которую он по-прежнему любит и боготворит. Четверо внуков и внучка, 3 правнука вновь собрались вместе, чтобы поздравить любимого дедушку с его днем рождения. Но главный юбилей — впереди. 9 мая — в их семье самый святой и почитаемый праздник. В этот день Александр Павлович надевает свои ордена и медали, вспоминает армейскую жизнь, а его многочисленное семейство желает ему долгих лет жизни.

Людмила УРБ.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page