Непутный мужичок с чекушкой

В Ярославском музее-заповеднике работает выставка «Бисквиты Гарднера». Английский купец Франц Гарднер построил первую в России частную мануфактуру производства фарфора в 1766 году. Она находилась в подмосковном селе Вербилки. Мануфактура выросла и окрепла, на удивление, быстро и уже в 1770 — 1780 годах была способна выполнить огромный заказ на орденские сервизы для дворцовых приемов. НО В ИСТОРИИ фирма Гарднера осталась прежде всего благодаря мелкой пластике — фарфоровым куклам.

В Ярославском музее-заповеднике работает выставка «Бисквиты Гарднера». Английский купец Франц Гарднер построил первую в России частную мануфактуру производства фарфора в 1766 году. Она находилась в подмосковном селе Вербилки. Мануфактура выросла и окрепла, на удивление, быстро и уже в 1770 — 1780 годах была способна выполнить огромный заказ на орденские сервизы для дворцовых приемов.

НО В ИСТОРИИ фирма Гарднера осталась прежде всего благодаря мелкой пластике — фарфоровым куклам. В экспозиции 90 редких вещичек. Их предоставил московский коллекционер, пожелавший остаться неизвестным. Выполнены они в технике бисквита. Это неглазурованная фарфоровая масса. Поверхность статуэток была бархатно-замшевая на вид, и, чтобы добиться разной степени зеркальности, использовали так называемые флюсы — специальные добавки к красочным составам. Так получались глянцевые сапоги и блестящие картузы. Технология изготовления была проста: сначала в муфельной печи отливалась форма (белье), потом фигурки расписывались вручную. Часто это делали надомницы. Если в первый год на фабрике было сделано 150 фигурок, то позже их число достигало 597. Стоила эта красота от 25 копеек до 6 рублей — по тем временам демократично. Изготовление фарфорового теста держалось в строжайшем секрете. В архивах Вербилок можно прочитать о том, как какой-то человек был пойман за нехорошим делом — пытался выведать рецепт, был-таки бит и заключен в холодную.

Фигурки очень забавные и затейливые. Их можно разглядывать бесконечно. Здесь не встретишь привычных пастушек и минерв. Вдохновляла мастеров-самоучек отнюдь не античность. Бесхитростные сюжеты они брали из самой гущи жизни, тем самым опередив художников-передвижников. Чаще всего это народные типы: молочники, дворники, торговцы сбитнем, блинами.

На выставке можно увидеть персонажей «Мертвых душ» Гоголя. Колоритно смотрятся крестьянка, сбивающая масло, крестьянин, плетущий лапти, мужик, отбивающий косу. Коса, правда, потерялась. Но далеко не все проводили время в трудах праведных. Дамы сочувственно охали, разглядывая крестьянку, ведущую мужа из кабака домой.

В руках несчастная бабенка держит сапог благоверного. Плачет-заливается дите. А непутному мужичку и горюшка мало — в руках чекушка. Вот только и тут не обошлось без приукрашивания. Пяточки у выпивохи розовые, как у младенца.

В конце XIX века завод Гарднера был проглочен фарфоровой империей Кузнецовых. Вдова Елизавета Гарднер продала производство за 140 тысяч рублей. Но авторитет марки был настолько велик, что и на статуэтках, выпущенных после 1892 года, стояло клеймо Гарднера. И в 20 — 30-х годах продолжали выпускаться вещи по гарднеровским моделям. Так, «Дети на Пасху» датируются 1925 годом. Сюжет, прямо скажем, не советский.

Анастасия СОЛОВЬЕВА.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page