4-5 полосы

ЗАВЕЩАНИЕ В РИСУНКАХ В послевоенной Германии молодой лейтенант армии-победительницы, тоскуя по семье, написал сыну письмо. Письмом стал один из рисунков, которые советский офицер рисовал в свободные минуты. Отец завещал сыну стать знаменитым художником. Рисунок-завещание составляет основу экспозиции выставки, открывшейся в Рыбинске во дворце культуры «Волжский». Хранителем рисунков художника-фронтовика является Любовь Матюшко — руководитель изостудии «Спектр» дворца культуры «Волжский».

ЗАВЕЩАНИЕ В РИСУНКАХ В послевоенной Германии молодой лейтенант армии-победительницы, тоскуя по семье, написал сыну письмо. Письмом стал один из рисунков, которые советский офицер рисовал в свободные минуты. Отец завещал сыну стать знаменитым художником. Рисунок-завещание составляет основу экспозиции выставки, открывшейся в Рыбинске во дворце культуры «Волжский». Хранителем рисунков художника-фронтовика является Любовь Матюшко — руководитель изостудии «Спектр» дворца культуры «Волжский». А хозяйкой коллекции живописи она называет свою ученицу Анастасию Корзинову. — Это просто удача, что рисунки оказались у Насти, — Любовь Ильинична считает, что в этом было спасение уникальной коллекции. Дело было так… Родители Насти три года назад купили квартиру в Волжском. Стали наводить порядок и обнаружили среди вещей, оставленных прежними хозяевами за ненадобностью, свернутые в рулон бумаги. Развернули. В рулон были закручены рисунки. Настя посмотрела рисунки и на следующий день принесла их в изостудию, показала преподавателю. Время не пощадило творения художника: бумага пожелтела, по краям стала ломкой. Поэтому студийцы под руководством Любови Матюшко сделали паспарту под эти рисунки. Рисунки выполнены акварелью, тушью и сангиной. В основном они представляют собой копии картин: тут и пейзажи, и натюрморты, и портреты, и библейские сюжеты. На одном из рисунков, выполненных акварелью, волжский пейзаж. Автопортрет художник сделал с фотографии. На автопортрете улыбается молодой лейтенант. Под автопортретом стоит автограф — С. М. Чупин. Его автографы с указанием места службы — Германия, город Людвигслуст — стоят на всех рисунках. — Судя по этим работам он, безусловно, обладал даром художника. Но его дар еще не раскрылся полностью. Вероятно, этому помешала война. А после войны он вновь вернулся к творчеству, — считает Любовь Матюшко. В художественноМ отношении рисунки не отличаются изыском. Главное в другом. На одном из рисунков, выполненных сангиной (карандашом наподобие мела коричневого тона) изображена обнаженная натурщица. Пропорции тела художнику не удались, но ценность рисунка не в его художественном достоинстве, а в посвящении сыну: «1947 — 1950 гг. Людвигслуст. Начат этот альбом в дни пребывания в группе оккупационных советских войск в Германии от скуки по Родине. Искусство должно духовно обогащать человека и морально поднимать его. Этот альбом посвящаю своему сыну — будущему художнику. Сын! Вырастешь, будешь художником, а может, и знаменитым, вспомни неказистые рисунки своего отца и не оскверняй мои рисунки, которые я рисовал, скучая о тебе и матери». Любовь Ильинична и ее студийцы провели собственное расследование. Они пытались установить, кем был С. М. Чупин. Большая надежда возлагалась на Сергея Чупина, который занимался в изостудии. Сережа поинтересовался у родителей. Увы, эта ниточка оборвалась: — У нас в роду такого не было. Настя Корзинова поступила в институт и уехала в Питер. Она делегировала право распоряжаться рисунками своему преподавателю. Любовь Ильинична решила, что грех в год 65-летия Победы держать эти рисунки в запаснике. И тогда Любовь Матюшко обратилась к директору дворца культуры «Волжский» Любови Глуховой с предложением организовать выставку живописи офицера-фронтовика. Выставка «С любовью к Родине» самодеятельного художника С. М. Чупина открылась в просторном холле на первом этаже дворца культуры «Волжский». Место видное, людное. Может быть, кто-нибудь из посетителей и признает в молодом лейтенанте родственника или знакомого. Александр СЫСОЕВ. ПОКА В РАЗРУХЕ, НО РЕМОНТ ИДЕТ К своему пятидесятилетнему юбилею дом культуры в поселке Борок подошел не в самом лучшем состоянии: в большом зрительном зале обрушаются стены, да и внешний вид здания оставляет желать лучшего — неприбранный, неухоженный, отваливающиеся куски штукатурки. Еще не так давно здание дома культуры принадлежало Институту биологии внутренних вод Российской Академии наук, а теперь оно в собственности Некоузского района. И уже второй год из бюджета Веретейского сельского поселения этого района выделяются средства на ремонт главного очага культуры поселка. Практика такого рода — явление крайне редкое. В прошлом году на ремонт дома культуры было выделено порядка 1 млн. рублей, была отремонтирована крыша, в здании появились новые пластиковые окна. В этом году решением совета Веретейского сельского поселения средства в сумме чуть более 1600 тысяч рублей были сняты со статьи «Благоустройство» и направлены на ремонт дома культуры в поселке Борок. В настоящее время строители провели замену коммуникаций, ведутся работы в помещениях, которые используются сейчас: в малом кинозале, танцевальном зале. Оборудуются эвакуационные выходы, на повестке дня вопрос с охранной сигнализацией. В Веретейском сельском поселении надеются, что без внимания их дом культуры не оставят районные и областные власти. И тогда уже можно будет думать о дальнейшем ремонте — замене дверей и вентиляции. Светлана БАКУНИНА, Некоузский район. БИБЛИОТЕКИ В ЗАГОНЕ Начало XX века в Ярославском крае было отмечено образованием целого ряда библиотек не только в городах, но и в отдаленных уголках губернии. Причем тратились на создание библиотек как люди состоятельные, так и городская казна. То ли так уж богато жили тогда, что деньги было некуда девать, то ли все-таки сознавали, что сохранение духовности — залог существования России, а значит, скупиться чревато, однако факт остается фактом. Сто лет для государства — срок незначительный. Римская империя, как известно, погибала тысячу лет. Но Русь православная всегда во всем на особицу. Она и за сотню лет умудрится несколько раз погибнуть и воскреснуть. Начало XXI века ознаменовалось в Ярославской области повальным закрытием библиотек. Среди них немало таких, чья история насчитывает более сотни лет и связана с великими именами. НЕМНОГО ИСТОРИИ В связи с 25-летием со дня смерти Николая Алексеевича Некрасова в 1902 году в газете «Северный край» было опубликовано предложение об открытии в селе Карабиха библиотеки. Известный краевед Петр Критский взял под опеку проект об устройстве в некрасовской вотчине бесплатной библиотеки-читальни. Средства на ее строительство выделили брат поэта Федор и жена Татьяна Павловна. 14 сентября 1905 года библиотека была открыта. По данным за 1913 год, она обслуживала 25 селений с 1975 жителями в радиусе 5 верст. До 1946 года, когда был открыт дом-музей «Карабиха», библиотека располагалась рядом с Некрасовской школой. А затем на полном основании как наглядный действующий экспонат, напрямую связанный с именем великого поэта, переехала на территорию музея под неусыпное око его первого директора и ангела-хранителя Анатолия Федоровича Тарасова. Уже через шесть лет книжный фонд библиотеки вырос в три раза и достиг шести с половиной тысяч единиц. Библиотека выписывала 8 газет, 14 журналов. В 1971 году в дни празднования 150-летия со дня рождения Некрасова в библиотеке, как и во всем музее, был произведен ремонт, закуплен новый инвентарь. Вот так жила наша культура в эпоху социалистического застоя. БИБЛИОТЕКА ЕСТЬ, А ПОМЕЩЕНИЯ У НЕЕ НЕТ Карабихскую библиотеку начало лихорадить на заре 90-х годов, когда в музее затеяли очередной ремонт. Именно в это время заведовать библиотекой стала Тамара Александровна Шадричева, отработавшая до этого 30 лет и 3 года в Карабихской школе. Она ушла на пенсию с поста директора школы. Надеялась, что в должности библиотекаря будет ей жить поспокойнее, и не угадала. Вот уже 17 лет покой ей даже и не снится, вся ее жизнь превратилась в нескончаемую борьбу за существование библиотеки. В пору ремонта, а он длился около пяти лет, пришлось ей на своих руках перетаскивать книги с места на место, даже пожар пережить, пока наконец-то библиотеке вообще не указали на дверь. Так библиотеке, гордо носящей имя Некрасова, пришлось переехать с 40 квадратных метров музейной жилплощади в девятиметровую комнатушку при сельсовете. Но и здесь числилась она на правах приживалки. Попытки Тамары Александровны добиться для библиотеки достойного помещения в конце концов увенчались успехом. Хотя успехом то здание, в которое перебралась библиотека, назвать сложно. Это, скорее всего, соломинка, за которую схватилась Тамара Александровна, чтобы не дать библиотеке погибнуть окончательно. В 1998 году освободилось здание конторы СПК «Карабиха», в ней-то и выделили библиотеке две комнатушки, в которые с трудом втиснули книжный фонд и установили стол для библиотекаря. А вот на баланс сельсовет библиотеку не взял. Ее вообще никто не взял на баланс. По логике, библиотека в Карабихе пока есть, а вот помещения у нее нет. НЕ ПОКАЗАЛИ СОРОСУ ХАЛУПУ Пока существовала районная централизованная библиотечная система, Карабихской библиотеке еще хоть что-то перепадало от щедрот. Но когда и эту систему чиновники от культуры благополучно порушили, библиотека стала нелюбимой падчерицей сельского поселения, которую последнее держит, мягко сказать, в черном теле. О каких там новых технологиях ведут разговор наши князья-бояре, если в Карабихской библиотеке даже телефона нет! Все необходимые разговоры с властными структурами, с коллегами на предмет проведения совместных мероприятий Тамара Александровна ведет по собственному сотовому телефону. Когда в 2002 году в Карабиху приезжал Джордж Сорос, старейшую библиотеку области, имеющую прямое отношение к великому поэту Некрасову, созданную его потомками, представляли в музее. Показать меценату ту халупу, в которой расположена нынче библиотека, ни местные, ни областные власти не решились. Сто книг из своего фонда подарил тогда Сорос Карабихской библиотеке, одну из них подписал лично Тамаре Александровне Шадричевой. Знал бы заезжий господин, на каких затрапезных полках стоят нынче его золоченые подарки, может, вместо книг кинул бы из своего кармана пригоршню «зеленых» на строительство уютного библиотечного флигелька. А дальше пошло и того хуже. В конце прошлого года руководство Дубковского культурно-спортивного центра Карабихского сельского поселения, в подчинении которого теперь находится библиотека, в свой очередной визит заявило о сворачивании дела, а заодно и об увольнении Тамары Александровны. И тогда на помощь своей библиотеке пришли читатели — они направили в местную администрацию письмо, в котором, в частности, значилось: «Жителей с сельской пропиской не записывают в библиотеки города Ярославля, и только благодаря подвижничеству Тамары Александровны Шадричевой мы можем получать по межбиблиотечному абонементу книги из областной библиотеки, юношеской Некрасовской, Крыловской, Лермонтовской. Тамара Александровна регулярно проводит классные часы и библиотечные уроки в школе, она была организатором двух юбилеев библиотеки, которые стали значимыми событиями в культурной жизни села. Тамара Александровна — старожил Карабихи, бывший директор школы, хорошо знает местное население. К ней приходят не только за интересной книгой, но и за добрым советом». Добавлю, что сейчас Тамара Александровна заканчивает составление Книги памяти, посвященной 65-летию Победы. В ней она собрала сведения о всех жителях Карабихи, участвовавших в Великой Отечественной войне. О том, чтобы ее издать, она даже не мечтает. Обращаться за помощью в ее издании даже не пытается. Устала она от непрекращающегося противостояния с удушающей политикой местных и областных властей в отношении ее родной библиотеки. Устала она держать глухую оборону, почти что в одиночку сражаясь за святая святых любого цивилизованного государства — его историю, его память. Складывается такое впечатление, что наши вышестоящие учреждения культуры существуют не для того, чтобы культуре помогать, а для того, чтобы как можно скорее ликвидировать ее. Письмо ли возымело действие или сами начальники одумались, но библиотеку не тронули. В ход был запущен более изощренный механизм ликвидации — на этот год библиотека не получила ни копейки на комплектование фонда. Сдается мне, что подобное отношение к библиотекам — кем-то спланированный акт удушения русской культуры. Сколько раз слышала я из уст чиновников слова о том, что в библиотеки нынче никто не ходит. Дескать, теперь люди все, что надо, находят в интернете. Неужели и вправду не знают наши радетели, что компьютеры есть далеко не у всякого горожанина, не говоря уж о сельском жителе?! Неужели и вправду думают они, что уровень наших доходов приближен к их уровню?! Я уж не говорю о том, что чиновнику от культуры надо бы знать, что компьютер никогда не заменит живого общения с книгой. Почему это на столь любимом ими Западе компьютеризация не привела к закрытию библиотек? А у нас компьютер еще только замаячил на горизонте, а мы уже стали заколачивать двери библиотек. ПОЙ, ПТИЧКА, ПОЙ Пока я беседовала с Тамарой Александровной Шадричевой, к ней то и дело забегали школьники. Сначала три первоклассницы пожаловали, советовались, что им почитать. Потом зашли две семиклассницы — одна спрашивала книги по млекопитающим, очень уж ее антилопа интересовала. Другая собралась писать реферат по истории футбола в России. Потом еще две их ровесницы пожаловали — одна советовалась с Тамарой Александровной, какое бы ей стихотворение подобрать к Дню Победы, ее подружка перебирала книги на полке, где разместилась краеведческая литература. Увы, посидеть и полистать журнал или книгу в библиотеке просто негде. Тематические книжные выставки, посвященные Некрасову, истории родного края, Тамара Александровна размещает на боковушках скрипящих от старости стеллажей. Единственная выставочная витрина загородила собой почти все окно. Выставка детских рисунков размещается в узком коридорчике, по которому продвигаться можно только бочком. Да и продвигаться-то особенно некуда — коридорчик длиной не более трех метров упирается в еще одну библиотечную комнатушку, каждый сантиметр которой занят книгами. Книги здесь стопками лежат даже на подоконниках. И это притом, что в здании имеется совершенно пустующая комната. Она поначалу предназначалась для приема здесь граждан участковым. Но прием этот осуществляется в сельсовете. Комната пустует, но библиотеке ее почему-то не отдают. Пусть лучше пропадет добро. А ведь здесь можно было поставить хотя бы пару столов для читателей. По итогам прошлого года фонд Карабихской библиотеки насчитывал 4,7 тысячи книг, 276 читателей, среди которых 98 детей. Куда же денутся эти люди, если библиотека в Карабихе перестанет быть? Тамара Александровна с гордостью показывала мне копии рефератов одного из своих читателей — Алексея Бутусова. Он писал их, когда еще учился в школе. Теперь он студент педуниверситета. «Даже если бы у меня был один такой читатель, как Алеша, я бы все равно все делала для того, чтобы он не уходил из библиотеки с пустыми руками», — говорит Тамара Александровна. Эту неутомимую труженицу знают во многих библиотеках города. Она неустанно звонит своим коллегам, выясняет, где можно достать то или иное необходимое издание, а потом нагруженная сумками едет в свою Карабиху, к своим читателям. Ни одну просьбу не оставит она без внимания, не отмахнется ни от кого. Надо будет — из-под земли достанет нужную человеку книгу. Вот бы наши отцы-заботники боролись так за каждую живую человеческую душу. «Сердца, не занятые нами, не мешкая займет наш враг», — упреждал нас Василий Федоров. Если бы вместо того, чтобы воевать с библиотекой, местная власть повернулась к ней лицом, если бы задумались властные чиновники, какой корысти ради так бьется Тамара Александровна Шадричева за то, чтобы библиотека в Карабихе была центром культуры! Ведь все-таки речь идет об одном из духовных памятников, оставленных нам в наследство родственниками великого поэта. А у нас получается, как в стихотворении Державина: Поймали птичку голосисту, И ну сжимать ее рукой. Пищит бедняжка вместо свисту, А ей твердят: «Пой, птичка, пой!» Зарплаты библиотекарям сделали ниже плинтуса, средства на комплектование фондов урезали дальше некуда, обложили библиотекарей ворохами бумаг по всевозможным видам отчетности о проделанной работе, заставили их торговать тем, что не продается, а потом стали упрекать малым количеством читателей. А вы постройте для всех библиотек здания из стекла и бетона, позвольте им комплектоваться самой высокохудожественной литературой, оснастите их современным инвентарем и навороченной компьютерной техникой, сделайте библиотекарям такие же зарплаты, как у заведующих отделами департамента культуры, а потом и увидите, снизился ли у российского читателя интерес к книге. 14 сентября этого года Карабихской библиотеке имени Некрасова исполнится 105 лет. Исполнится ли? И где будут праздновать ее юбилей — в школе, в музее или прямо на улице? Любовь НОВИКОВА.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page