В ярославском ТЮЗе — премьера. Здесь дают «Утреннюю фею» испанского драматурга Алехандро Касоны. Режиссер действа — Анатолий Слюсаренко. На сей раз амбициозный гений из Геленджика назло всем мэтрам отважился поставить притчу. Не стоит очаровываться сказочным названием. Действие происходит в шахтерском поселке, и никаких тетенек с волшебной палочкой здесь нет и быть не может. По сути это довольно мрачная народная легенда, граничащая с былью. Сюжет почти гоголевский.
В ярославском ТЮЗе — премьера. Здесь дают «Утреннюю фею» испанского драматурга Алехандро Касоны. Режиссер действа — Анатолий Слюсаренко.
На сей раз амбициозный гений из Геленджика назло всем мэтрам отважился поставить притчу. Не стоит очаровываться сказочным названием. Действие происходит в шахтерском поселке, и никаких тетенек с волшебной палочкой здесь нет и быть не может. По сути это довольно мрачная народная легенда, граничащая с былью. Сюжет почти гоголевский. Лунная ночь, утопленница (в пьесе их даже две). Только вместо панночки испаночка. Перед нами история дома, который превращается в склеп после того, как утонула одна из дочерей, Анжелика, едва успевшая выйти замуж. Тело девушки так и не нашли. Для всей деревни она превратилась в ангела, о котором помнят только самое доброе и светлое. Мать свято выдерживает затянувшийся траур, не желая слышать банальных речей о том, что жизнь продолжается. Не слышит слов мудрого деда, служанки Тельмы, чьих семерых сыновей засыпало в шахте, зятя Мартина, единственного, кто знает и молча переживает постыдную тайну: Анжелика не умерла, а сбежала с другим. И так продолжается до тех пор, пока в этот холодный дом не приходит некая странница. Второе ее имя, которое никто не называет, — Смерть.
В первом действии вообще ничего не происходит: актеры не играют, а произносят монологи в режущей уши тишине — отчетливо, без запинки, без эмоций.
Характеры начинают проявляться только к середине действа. Хорош Сергей Таболкин в роли придурковатого, но веселого слуги Квико. Великолепен Мартин (Иван Баранов), муж Анжелики. Вначале это грубый мужлан, которому нравятся кони и горы, молчаливый и агрессивный. Но потом срывает маску и превращается во влюбленного страдальца. Играет очень скупо, но предельно напряженно и за-хватывающе. А вот мать (Татьяна Гришкова) выглядит как-то тускло. А ведь на ней должен держаться весь спектакль. Да и вид странницы (заслуженная артистка России Алла Кормакова) скорее веселит, чем пугает. В зелено-красных нарядах она напоминает знаменитую «марсианку» Жанну Агузарову. И ее слезный монолог о несостоявшемся женском счастье, увы, не воспринимается как трагедия. Во втором действии дом оживает.
Женщины меняют траурные наряды на цветастые пышные юбки, отпускают сальные шуточки о мужчинах. Причем делают это с чисто испанским темпераментом. Бледная кающаяся блудница Анжелика (Ольга Апахова) кажется тенью из прошлого, от которой хочется поскорее избавиться. И, словно услышав эти слова, прикрыв плечи девушки просторным рукавом, странница-смерть уведет ее туда, к омуту.
Анастасия СОЛОВЬЕВА.
Фото Ирины ТРОФИМОВОЙ.