Янтарная комната авангарда сагулина

Богата земля русская талантами, самобытными мастерами — художниками, скульпторами да резчиками искусными. Берегут и приумножают ни традиции народных промыслов, а их работы радуют глаз соотечественников да заморских гостей восхищают. В ЦЕНТРЕ Ярославля в маленькой однокомнатной квартирке живет и трудится один из таких мастеров — Авангард Петрович Сагулин.

Богата земля русская талантами, самобытными мастерами — художниками, скульпторами да резчиками искусными. Берегут и приумножают ни традиции народных промыслов, а их работы радуют глаз соотечественников да заморских гостей восхищают.

В ЦЕНТРЕ Ярославля в маленькой однокомнатной квартирке живет и трудится один из таких мастеров — Авангард Петрович Сагулин. Те, кто впервые попадает в его дом, в изумлении замирают на пороге: неужто Янтарная комната нашлась?! И лишь присмотревшись повнимательнее, понимают, что все эти сияющие в свете ламп янтарным блеском панели вырезаны из дерева.

 Авангард Петрович родился в 1930 году в селе Алексеевка Астраханской области. В каждом доме тогда были какие-то резные вещицы — где полочка, где игрушка. У Сагулиных на стене висела фотография в ажурной рамке, которую сделал отец. Авангард обратил на нее внимание, когда ему было лет шесть. «Если отец такую красоту сумел сделать, то и я смогу!» — подумал мальчик. И так эта мысль ему в душу запала, что однажды сам решил свои силы в резьбе попробовать. Учился этому мастерству самостоятельно — специальных книжек тогда не было. Сначала не получалось, но со временем стал добиваться результатов, узоры становились ровнее и четче. Начал украшать резьбой полезные в быту предметы. Вот только беззаботное детство закончилось, когда началась война. Лишь четыре класса удалось отучиться Авангарду в школе. Все женщины и дети в их краях работали на рыбозаводе в селе Самосделка или на рыболовецких судах. Так, в тринадцать лет Авангард Петрович стал учеником моториста.

— Всю выловленную в Волге рыбу сразу грузили на пароходы и отправляли на фронт, — вспоминает Сагулин. — Уже после войны я поступил учиться на механика, потом переехал в Астрахань и с 1948 года стал работать первым помощником судового механика. Мы водили баржи со стройматериалами вверх по Волге. Лес, кирпич, стекло — все везли для восстановления разрушенного Сталинграда.

В 1953 году Авангард Петрович был призван в армию, а через год после демобилизации он вернулся в родную Алексеевку. Сначала строил дома, потом работал в школе учителем труда: обучал ребятишек токарному делу и резьбе по дереву. Прошло шесть лет, и его снова потянуло в Астрахань. Там построил дом, украсил его резьбой. Спустя годы произошел несчастный случай: в доме взорвался баллонный газ, все сгорело дотла. Авангард Петрович чудом остался жив, долго лечился от ожогов.

После этого уехал на родину супруги в Ярославль. Уже двенадцать лет живет он в нашем городе. Любимая супруга его Валентина Михайловна всю жизнь работала на полиграфкомбинате. Человек творческий, она пела в хоре, вязала крючком великолепные платья и шляпы и поддерживала Авангарда Петровича в его увлечении резьбой. Как-то по телевизору она увидела программу про Янтарную комнату и подсказала мужу идею создать такую же, но из дерева. Поразмыслив, он решил сделать подарок к 75-летию супруги и приступил к работе. К сожалению, Валентина Михайловна совсем немного не дожила до своего юбилея. Восемь месяцев после ее смерти Авангард Петрович не мог ничего делать. Потом нашел в себе силы продолжить работу в память о жене. Дня не проходит, чтобы не трудился он над какой-нибудь дощечкой. А ведь в апреле этого года мастеру исполнилось 80 лет!

— Нет сейчас у меня никакой мастерской, — сетует резчик, — работаю дома. На кухне режу, в комнате покрываю лаком.

Там же собирает он отдельные досочки в единое полотно, которое крепит потом на стену. Сам он делает и деревянные гвоздики, и металлические резцы для работы. Те, кто работает с деревом, знают, что покупные ножи никуда не годятся. Авангард Петрович изготавливает их из старого складного сантиметра советских времен. За годы работы от сантиметра остался лишь небольшой кусочек. Зато в комнате не только стены от пола до потолка резьбой украсились — почти весь интерьер им под стать. Тут и столик, и шкатулки, и вазы, и шкафчики, напоминающие сказочные терема. Портреты жены и дипломы с выставок декоративно-прикладного творчества помещены в резные рамки. Янтарный блеск всему этому великолепию придают три слоя лака. А различные оттенки зависят от дерева. Почти белый — мягкая липа, желтоватый — береза, она потверже. Более темные, коричневые тона — твердый бук. Морилку мастер использует очень редко.

Авангард Петрович Сагулин завершает работу над своей «янтарной» комнатой.

— Нужно доделать две панели, рядом поставлю два столика, стульчики. Вот только оставить все это богатство некому, — переживает резчик.

Квартира, в которой он сейчас живет, не своя, съемная. И если хозяева вдруг попросят освободить ее, то и мастер, и его творения окажутся на улице. Он готов предоставить свою работу любому музею, ведь каждому мастеру хочется, чтобы результаты его многолетнего кропотливого труда увидели и оценили другие люди.

Ирина ТРОФИМОВА.

Фото автора.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page