Армия генерала кочуева

Десятки, сотни маленьких солдатиков. Конные, пешие. Каждый немногим более спичечного коробка. Выполнены с поразительной точностью, во множестве цветовых решений. И все это для жителя Рыбинска историка и краеведа Ивана Кочуева совсем не игра.

Десятки, сотни маленьких солдатиков. Конные, пешие. Каждый немногим более спичечного коробка. Выполнены с поразительной точностью, во множестве цветовых решений. И все это для жителя Рыбинска историка и краеведа Ивана Кочуева совсем не игра. 

СФИЛИГРАННОЙ художественной техникой и впечатляющей исторической точностью свои масштабные отечественные и неприятельские армии создает он как один из элементов реконструкции целого исторического периода — безумной и романтической эпохи Наполеоновских войн, всколыхнувших в конце XVIII — начале XIX веков всю Европу.

Жители Рыбинска знакомы с сорокалетним Иваном Ивановичем Кочуевым как с историком-архивистом, краеведом. Выпускник Московского историко-архивного института, он частый гость в региональных архивах. Собственноручно перелопатив сотни и тысячи томов архивных документов, реконструировал для современного читателя историю развития силовых структур Рыбинска советской поры, воссоздал революционную эпоху в истории родного края и дал ключ для понимания самых темных ее страниц.

Но есть в его жизни и еще одна любимая историческая тема. Любовь, что называется, родом из детства. А именно романтическая и безумная эпоха Наполеоновских войн. Впервые с сокровенными страницами истории этого времени, по его собственному признанию, он соприкоснулся, еще учась во втором классе, когда ему в руки попала бесценная для него, тогда восьмилетнего  школьника, книга «В грозную пору» с прекрасными иллюстрациями художника Бунина, в которой рассказывалось об Отечественной войне 1812 года. А уже в 15 лет Иван Кочуев занялся военной миниатюрой — созданием коллекций отдельных солдатиков и целых подразделений. При этом важно было точно реконструировать все детали эпохи: оружие, амуницию, элементы униформы.

В настоящее время автор готовит к изданию свою историческую монографию, посвященную участию наших земляков в войне 1812 года. Одна из глав книги, которая должна выйти в преддверии двухсотлетия Отечественной войны 1812 года, в частности, посвящена истории создания и боевому пути Первого конно-казачьего полка московского ополчения генерал-майора графа Дмитриева-Мамонова. Полк формировался в наших краях. И большая часть его ратников была родом из-под Рыбинска и соседнего Арефина.

Один из эскадронов полка участвовал в знаменитом бою у села Тарутина в октябре 1812 года. «Неприятель потерял 22 орудия, до 2000 пленных, весь обоз и экипажи Мюрата, короля неаполитанского, были лакомою приманкою для наших казаков: они занялись грабежом, перепились и препятствовать неприятелю в отступлении не помышляли», — писал позже об этих событиях знаменитый генерал Ермолов.

Справедливости ради даже Кутузов не требовал тогда преследовать неприятеля. Но именно после Тарутинского сражения Наполеон принял решение оставить Москву. Далее полк участвовал в заграничном походе. Сражался с французами под Дрезденом и при Кацбахе. Закончил же свой заграничный поход уже на территории Франции. При этом, как удалось восстановить по историческим документам, из 594 человек рядового состава из похода не вернулось более восьмидесяти жителей Арефина, а также около тридцати рыбинцев.

Александр ЕФРЕМОВ,

Рыбинск.

На снимках:  гвардейцы одного из пехотных полков эпохи Николая I (образец 1828 — 1833 годов); историк и краевед Иван Кочуев.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page