До третьих петухов

Еще петухи третий раз не пропели, предвещая июльский рассвет, а на запястьях двух гастролеров из Ярославля, которые ограбили старика в деревеньке Новая Горка Рыбинского района, защелкнулись наручники. А попались они так быстро потому, что в этой деревне живут дружные соседи.  ОДНА ВОЗЛЮБЛЕННАЯ ПАРА ВСЮ НОЧЬ ГУЛЯЛА ДО УТРА Прошлым летом в Новую Горку к деревенской зазнобе приехал городской ухажер. И что с того, что он в тюрьме сидел.

Еще петухи третий раз не пропели, предвещая июльский рассвет, а на запястьях двух гастролеров из Ярославля, которые ограбили старика в деревеньке Новая Горка Рыбинского района, защелкнулись наручники. А попались они так быстро потому, что в этой деревне живут дружные соседи. 

ОДНА ВОЗЛЮБЛЕННАЯ ПАРА ВСЮ НОЧЬ ГУЛЯЛА ДО УТРА

Прошлым летом в Новую Горку к деревенской зазнобе приехал городской ухажер. И что с того, что он в тюрьме сидел. Герой Василия Шукшина из киноповести «Калина красная» Егор Прокудин тоже срок мотал. И переродился же бандит в хлебопашца. Вот и эта деревенская девушка, как и Люба-Любушка из «Калины красной», познакомившись с сидельцем по переписке, пригласила уголовника в гости.

Когда-то все население деревни Новая Горка составляли две семьи — Овчаровы и Абрашовы. Семьи были большие — по восемь-десять детей в каждой. Между собой Овчаровы и Абрашовы всегда ладили, женихами и невестами обменивались. Поэтому односельчане в Новой Горке приходятся друг дружке если не сват-брат, то пусть и седьмая вода на киселе, но все равно родней.

Всю деревню — а там и десятка домов нет — обошла влюбленная пара. Везде их привечали, за стол сажали, что Бог послал, тем и угощали. Зашли они в гости и к Николаю Павловичу Овчарову, которому девица приходилась то ли двоюродной, то ли троюродной племянницей. Посидели. Хозяин и гость выпили за знакомство. Гость выпивал, закусывал да избу осматривал. И приметил на стене две иконы интересные.

Вернувшись в Ярославль, он об иконах рассказал своим друзьям-приятелям — Аркадию Толонену и Максиму Конькову. Друзья загорелись:

— Давай съездим туда.

А СТАРИК ДОГАДЛИВ БЫЛ

У них судимости и судьбы в жгут сплелись. Оба последний срок отбывали в Рыбинске, в 12-й исправительной колонии строгого режима. Аркадий вышел на волю 26 июля 2007 года, а 1 августа вдохнул воздух свободы его кореш Максим.

Два года после этого они прожили с чистой совестью. На работу устроились: Максим — транспортировщиком на «Автодизель», Аркадий — менеджером по недвижимости в частную фирму. Но как только подвернулось дельце, оба долго не раздумывали. На суде они объяснили это так:

— Не хотели отказываться от денег.

Ухажер деревенской красотки был у них проводником. Он показывал ярославскому таксисту дорогу в арефинскую глушь.

В середине июля поздно смеркается. Жизнь в деревне бурлила. Друзья-приятели решили дождаться темноты у лесной опушки. Из лесу шли девчата — заметили такси. Девчат встречали на мотоцикле ребята — тоже приметили машину с чужаками. У них в памяти это отложилось — потом пригодилось.

Когда достаточно стемнело, Аркадий и Максим пошли к указанному наводчиком дому. План у них был незатейливый: Толонен заговаривает старику зубы, Коньков через окно лезет в избу и без шума и пыли забирает иконы. Но у них все пошло наперекосяк.

В Новой Горке сохранился патриархальный уклад. Односельчане друг другу доверяют, двери и окна держат открытыми. Поэтому Аркадий беспрепятственно зашел на веранду, окликнул хозяина.

В дверях показался старик:

— Кто таков? Чего надо?

— Я к знакомым приехал, они меня сюда отдохнуть пригласили, но не знаю, где их дом.

— А к кому приехал-то? — поинтересовался дед. — Не к Волковым ли?

— Да, да, к Волковым, — обрадовался Аркадий подсказке.

— Врешь, у нас в деревне нет Волковых, — поймал его на лжи хитрый дедуля.

Толонен раньше увлекался тяжелой атлетикой. С одного удара в лицо он свалил догадливого старика на пол веранды. Аркадий потом утверждал, что дед якобы потянулся к топору и он превентивно ударил его разок. Судмедэкспертиза потом установила, что, судя по телесным повреждениям, ударил он его не менее четырех раз. Удивительно, как 36-летний здоровяк не выбил дух из 76-летнего старика.

ОТ ЛЮДЕЙ

НА ДЕРЕВНЕ

НЕ СПРЯЧЕШЬСЯ

Толонен как пушинку поднял обмякшее тело хозяина и занес в дом. Положил на кровать. Вдвоем Аркадий и Максим перевернули весь дом вверх дном. Сняли со стены иконы, завернули в пододеяльник. Вытащили из-под подушки кошелек со стариковской пенсией. Не погнушались двумя мятыми «сторублевками», которые нашарили в кармане старого пиджака. Сотовый телефон прикарманили. Спиннинг с катушкой прихватили. Уходя, выдрали с грядки весь лук.

— Хороший был лук, ядреный, — бесхитростно ответил Толонен на судебном заседании на вопрос про выдранный лук.

Николай Павлович очнулся, заругался. Аркадий и Максим переглянулись:

— Ну, чего будем делать с дедом?

Они связали старика веревкой, влили ему в рот полную стопку водки — и ушли, посчитав, что чисто сработали.

Но от людей на деревне не спрячешься.

Борису Клавдиевичу, дальнему родственнику Николая Павловича, не спалось в ту ночь глухую. Боль в ноге донимала. Глянул на улицу — свет в окне у Овчарова горит. И тишина какая-то подозрительная. Сразу подумал: не стряслось ли что с дедом? Возраст все-таки почтенный. Будучи сам инвалидом, рассудил, что ему сил не хватит, если придется поднимать деда. Вдруг у того с сердцем плохо стало или инсульт, упаси Бог, случился. Зашел к соседу Василию Николаевичу. Поделился опасениями.

— У меня на судебном процессе было такое ощущение, что я присутствовала на концерте шукшинских рассказов, — поделилась впечатлениями от свидетельских показаний старший помощник городского прокурора Алеся Закирова. Настолько ее впечатлила их колоритная речь, с легким окающим говорком, сохранившимся только в  глубинке.

Два соседа с опаской заглянули внутрь. Ахнули, увидев на пороге кровь. Насторожились, услышав какие-то приглушенные звуки. Возмутились, увидев связанного по рукам-ногам деда с окровавленным лицом.

Николай Павлович силился поднять голову с подушки и кричал:

— Хватит мучить. Добейте меня!

Соседи позвонили по мобильному телефону в милицию.

Машину-такси с подельниками задержали на милицейском посту на 7-м километре дороги Рыбинск — Пошехонье. На эту машину им поступила ориентировка. О чужой машине прибывшему в деревню милицейскому экипажу в подробностях рассказали деревенские ребята и девчата. Милиционеры по рации передали коллегам приметы автомобиля. Так что еще заря не забрезжила, а лиходеи уже попались. В машине были обнаружены пять пар перчаток и медицинские маски. Но выдали гастролеров-грабителей с головой украденные иконы.

Аркадий Толонен и Максим Коньков теперь, если захотят, смогут проводить много времени возле икон. В исправительной колонии строгого режима, где они отбывают наказание, есть церковь. Иконы там тоже есть. Они предназначены не для продажи, а для молитвы и покаяния.

Александр СЫСОЕВ, Рыбинск.

На снимке: деревенька моя, деревянная дальняя.

Фото автора.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page