В диево-городище гуляли до утра

Традиционно каждую вторую субботу июля Диево-Городище Некрасовского района празднует День села. В этом году этот праздник был особенным — старинное русское село отмечало свое 600-летие. История села Диево-Городище уходит своими корнями в глубь веков. Еще в I тысячелетии нашей эры на высоком мысу при впадении реки Шиголости в Волгу располагалось финно-угорское городище.

Традиционно каждую вторую субботу июля Диево-Городище Некрасовского района празднует День села. В этом году этот праздник был особенным — старинное русское село отмечало свое 600-летие.

История села Диево-Городище уходит своими корнями в глубь веков. Еще в I тысячелетии нашей эры на высоком мысу при впадении реки Шиголости в Волгу располагалось финно-угорское городище. В XV веке село стало центром удела ярославских князей Деевых и, если верить дошедшему до нас преданию, небольшим городком-крепостью. По писцовым книгам 1626-го и 1630 года, половина села принадлежала стольнику князя Федору Юрьевичу Хворостину из рода князей ярославских, а вторая половина числилась за стольником Жданом Юрьевичем Колычевым, потомком святого митрополита Московского Филиппа (Колычева), имевшего в XVI веке родовую усадьбу близ Диево-Городища. В 1700 году вотчина князей Хворостиных, то бишь половина села, была отдана в Троице-Сергиев монастырь, а в 1766 году, во время секуляризации церковных земель, стала государственным владением. Вторая половина оставалась помещичьей до отмены крепостного права в 1861 году.

В 1787 году в государственной половине села был построен каменный храм в честь Святой Живоначальной Троицы. В 1868 — 1884 годах в другой половине села был возведен храм в честь Смоленской иконы Божьей Матери. В 1903 году на площади села возле пристани открыли каменную часовню в честь Николая Чудотворца, покровителя государя-императора Николая II.

Расположенное на богатом волжском пути между Ярославлем и Костромой, Диево-Городище становится большим торговым селом. Подлинный пик экономического и культурного подъема произошел в начале XX века. В 1910 году товарищество «Никиты Понизовкина сыновья» построило здесь картофелетерочный завод. В селе действовали две школы — земская и церковно-приходская, добровольная пожарная дружина, две библиотеки, две богадельни, бесплатная народная лечебница. По сведениям 1914 года, численность населения села приближалась к 1200 человекам. Сейчас она сократилась почти вдвое.

Идея открыть в селе краеведческий музей бродила в умах патриотов своей малой родины давно. Два года назад вышла в свет книга «Диево-Городище. Страницы истории». Ее автор Дмитрий Кшукин — потомок диево-городищенских крестьян-благотворителей Тарасовых. Некогда держали Тарасовы в Диево-Городище трактир с лавкой. Основатель рода Александр Николаевич Тарасов был старостой Троицкой церкви, старостой добровольной пожарной дружины. При его непосредственном участии был возведен в Диево-Городище общественный дом, где расположились волостное правление, бесплатная народная библиотека, добровольная пожарная дружина и даже театр, в котором ставили пьесы Чехова, Островского. Причем актеры диево-городищенского театра, среди которых был и прадед Дмитрия Кшукина Павел Александрович Тарасов, выступали и на сцене Волковского театра. Нынче в бывшем общественном доме действует дом культуры.

Летом прошлого года в ДК собрался первый оргкомитет, на котором обсуждался проект создания музея села. Представители Шереметев-центра, ВООПИКа, историко-родословного общества, кое-кто из сельчан разработали тогда план своих действий. А разместить музей решили на втором этаже старинного купеческого дома. Некогда размещался в нем сельсовет, потом администрация диево-городищенского отделения поселения Красный Профинтерн. После значительных сокращений состав администрации уменьшился, вот и освободились площади.

Целесообразность создания музея заключается еще и в том, что в непосредственной близости от Диево-Городища расположены с одной стороны Аббакумцево и Грешнево, а с другой — Вятское. Вот вам и новый туристический маршрут.

Формирование экспозиций музея начали со сбора старинных фотографий. Это принесло неожиданные результаты. Изучая род торговцев Снигиревых, державших в селе винные лавки, натолкнулись на одного из представителей этого рода — Василия Дмитриевича. Он получил художественное образование в Москве, работал в духе индивидуализма. Теперь в музее имеются четыре его картины. В годы советской власти Василий Снигирев возглавлял первый в родном селе колхоз.

Еще одна из интереснейших страниц истории Диево-Городища — белогвардейский мятеж. Вся волость поддержала  восставших в июле 1918 года. Владелец местной лесопилки Александр Федорович Ершов был членом белогвардейского штаба в Диево-Городище. После подавления мятежа он все лето скрывался на чердаке своего дома. Именно в это время он написал воспоминания о своей жизни, часть из которых сохранилась до сегодняшнего дня и стала нынче музейным экспонатом. Осенью 1918 года Ершов был арестован и расстрелян.

В период формирования экспозиции удалось выявить специфику промыслов села. Среди них плетение, причем плели здесь не только корзины, но даже стулья и кровати. Яркий представитель каменного промысла Петр Катышев известен прежде всего тем, что в 1826 году переделал звонницу XVII века Введенского собора Толгского монастыря. Занимались в Диево-Городище и глиняной игрушкой. Сейчас в музее представлена глиняная игрушка, обнаруженная археологами в культурном слое XVII века. А еще славилось село своим картофелеперерабатывающим предприятием. В процессе сбора экспонатов были и весьма курьезные находки. Так, на чердаке одного дома обнаружили дамский корсет середины XIX века. Это послужило поводом к изготовлению манекена диево-городищенской богатой крестьянки.

Потомки торгово-купеческих династий Тарасовых, Свитковых, Снигиревых, Ершовых, Петровичевых до сих пор живут в Диево-Городище. Одна из них — Галина Павловна Петровичева и встречала хлебом-солью гостей праздника. Она и сейчас живет в здании, построенном ее предком. Правда, теперь в качестве лишь одного из жильцов двухэтажного многоквартирного дома. А гостей на празднике было много. Только из Ярославля они приехали двумя группами — одна прибыла на теплоходе, другая — на автобусе, который отходил от площади Волкова. Этот пункт отправления был выбран не случайно, он символизировал собой ниточку, связывающую Волковский театр с театром, существовавшим некогда в Диево-Городище.

После открытия краеведческого народного музея, получившего, кстати сказать, статус муниципального,  гости отправились в березовую рощу на берегу Шиголости. Здесь проходил поэтический конкурс «Диевские встречи», в котором участвовали поэты из Ярославля, Углича, Рыбинска, поселка Некрасовское, Нерехты, Костромы, Волгореченска. Идея проведения в рамках праздника села именно поэтического конкурса тоже не случайна. Ведь в десяти километрах от Диево-Городища расположены некрасовские места. И хотя документальных свидетельств пребывания здесь великого поэта нет, однако предположение такое весьма правдоподобно, особенно если принять во внимание то, что Некрасов был охотником, а значит, исхаживал немало километров в окрестностях своей вотчины. Чтение стихов чередовалось с выступлениями поэтов-песенников. В составе жюри конкурса была и журналистка из Москвы Ольга Давыдова — автор единственной на сегодняшний день монографии об Александре Опекушине.

Гости уехали, а праздник в селе продолжался чуть ли не до самого утра. В 12 часов ночи над селом расцвели огни фейерверка, а последние песни затихли лишь к 4 утра.

Любовь НОВИКОВА.

Фото Льва ХОХЛОВА.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page