«рассвет» близится к закату

Молочное животноводство было одним из столпов экономики Брейтовского района. Этот столп резко накренился в 2008 году, когда сразу восемь сельхозпредприятий из двенадцати зарегистрированных в районе полностью ликвидировали крупный рогатый скот, включая дойных коров. К началу 2010 года сохранили дойное стадо лишь два хозяйства — СПК «Колхоз имени Ленина» и СПК «Колхоз «Рассвет». Но может статься, что к концу этого года и в «Рассвете» наступит закат животноводства.

Молочное животноводство было одним из столпов экономики Брейтовского района. Этот столп резко накренился в 2008 году, когда сразу восемь сельхозпредприятий из двенадцати зарегистрированных в районе полностью ликвидировали крупный рогатый скот, включая дойных коров. К началу 2010 года сохранили дойное стадо лишь два хозяйства — СПК «Колхоз имени Ленина» и СПК «Колхоз «Рассвет». Но может статься, что к концу этого года и в «Рассвете» наступит закат животноводства.

НИЧЕГО не скажешь, удачное название придумали этому хозяйству. Созвучно названию и работали колхозники, или на новый экономический манер сельхозкооператоры, на протяжении многих лет. Там сумели создать потенциал, который позволил им пережить свисто-пляску 90-х годов. Сумели в «Рассвете» сохранить молочное стадо и тогда, когда в других хозяйствах пустили коров под нож. А почему пустили-то? Да потому, что на протяжении последнего десятилетия хирел Брейтовский сырзавод, а вместе с ним хирели и хозяйства — поставщики молока для производства молочной продукции. В 2005 году сырзавод окончательно закрыли. Если до этого с реализацией молока было худо, то теперь вовсе наступил край. Минеральная вода в бутылках стала дороже по стоимости литра молока. Молочное животноводство стало разорительным для хозяйств, вот они от него и стали избавляться.

Председатель СПК «Колхоз «Рассвет» Владимир Понарин два года назад не поддался всеобщему помешательству. А как по-другому назвать ликвидацию общественного стада в сельхозкооперативах, которые, словно тоскуя по прошлому, сохранили в официальных названиях слово «колхоз»? Уничтожая коров, колхозники попросту лишали себя будущего. Что определяет производственную деятельность брейтовских колхозов? Растениеводство в сочетании с животноводством. Руководствуясь этим постулатом, в «Рассвете» стонали, но держали молочное стадо в 250 голов, выращивали и заготавливали корма для скота. В сельхозпроизводстве были задействованы 60 человек.

Но, похоже, «Рассвет» близится к закату.

Сначала там медленно отступали, сокращая поголовье скота. А происходящее сегодня уже похоже на панику. По сравнению с прошлым годом молочное стадо в хозяйстве сократили почти наполовину. Так, ферму в Логинском вовсе пришлось закрыть, поскольку все ее работники уволились перед Новым годом. Под нож пустили 60 голов скота. Сейчас в хозяйстве 85 коров. В производстве заняты около двух десятков работников. Из сельхозтехники — два старых комбайна. Из объектов недвижимости — разваливающийся коровник и рухнувшая сушилка для зерна.

Владимир Вячеславович последним обстоятельством весьма озадачен. Как заготавливать корма на зиму без сушилки? Да и с заготовкой кормов нынче лихо получается. И так жили трудно, а с этой проклятой засухой вообще стало невмоготу. Сено заготовить успели, а вот с фуражным зерном проблем не избежать. От заготовки силоса пришлось отказаться вовсе. А при нехватке кормов придется урезать рацион питания коров. Это обернется дополнительным снижением надоев молока. А куда уж дальше-то? В расчете на одну корову надои молока в СПК «Колхоз «Рассвет» не достигают и 3 тысяч литров в год.

Убыточным стало некогда процветавшее хозяйство.

Проще простого валить все шишки на Понарина. Мол, сплоховал председатель в новых экономических условиях. Думаю, Владимир Вячеславович и без меня найдет что ответить критикам. Я же приведу только один пример того, как он пытался отодвинуть грядущий закат «Рассвета».

19 и 20 июля 2006 года Брейтовский район был местом проведения межрегионального научно-практического семинара «Механизмы реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК» на примере Ярославской области». Его организаторами выступили Российский центр сельскохозяйственного консультирования совместно с информационно-консультативной службой АПК Ярославской области. В Брейтово съехались столичные мэтры агропрома, соседи брейтовцев по Ярославщине, гости из Подмосковья, Костромской, Ивановской, Вологодской, Тверской областей. Они слушали, спрашивали, советовали и делились с хозяевами своим богатым опытом. Но внимали им главным образом брейтовские чиновники. Почерпнуть из кладезя опыта пришли на семинар лишь два руководителя-аграрника: председатель СПК «Колхоз имени Ленина» Борис Чекмарев и председатель СПК «Колхоз «Рассвет» Владимир Понарин. Борис Федорович даже до окончания докладов не досидел. Плюнул и ушел. Владимир Вячеславович был с участниками семинара до конца. Уж очень складно говорили заместитель директора областного департамента АПК, охраны окружающей среды и природопользования Владимир Филиппов и директор информационно-консультационной службы АПК Ярославской области Алексей Олонцев о необходимости брать заемные средства для развития сельхозпроизводства. Он-то своим крестьянским умом понимал, что брать кредиты — лезть в кабалу. А все обещания относительно поддержки сельхозпроизводителей со стороны областной и районной властей больше походили на миражи. Так оно и вышло.

Я полагаю, что Владимир Понарин вправе рассчитывать на поддержку главы Брейтовского муниципального района Сергея Карабицкого. Безусловно, глава района в ответе за весь район. Но ведь Сергей Иванович был как раз председателем СПК «Колхоз «Рассвет», и на этом поприще его в середине 90-х годов сменил Владимир Понарин. Почти пятнадцать лет он крепко держал вожжи, управляя хозяйством. Да вот, видно, бричка развалилась — дальше ехать некуда.

Александр СЫСОЕВ, Брейтовский район.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page