Круче только господь

В ярославском музее-заповеднике побывала череповецкая художница Майя Сысоева. Это одна из немногих в России мастериц, серьезно работающих с традиционными куклами. Анавестила рукодельница наш город не просто так. В собрании музея хранится уникальная кукла в костюме знатной горожанки, изготовленная в конце XVIII — начале XIX века. Ткани, из которых сшита фигурка, слишком хрупки, и экспонирование самой куклы невозможно. Но для обновляющейся к 1000-летию Ярославля выставки «Княжество. Уезд.

В ярославском музее-заповеднике побывала череповецкая художница Майя Сысоева. Это одна из немногих в России мастериц, серьезно работающих с традиционными куклами.

Анавестила рукодельница наш город не просто так. В собрании музея хранится уникальная кукла в костюме знатной горожанки, изготовленная в конце XVIII — начале XIX века. Ткани, из которых сшита фигурка, слишком хрупки, и экспонирование самой куклы невозможно. Но для обновляющейся к 1000-летию Ярославля выставки «Княжество. Уезд. Губерния» будет изготовлен авторский вариант, гораздо больше оригинала. Сама кукла поступила в музей в 1971 году из Пошехонья. Когда-то она принадлежала сестрам Щербаковым, близким родственницам купцов Ганшиных, известных владельцев ткацкого производства из Юрьева-Польского. Всего в российских музейных собраниях хранится не более десятка подобных кукол. Высота куколки вместе с острым  кокошником, превосходящим головку в три раза, 33 сантиметра. Именно в таких «наклонах» и «киках» щеголяли боярыни в Костромской губернии. Сарафан, рубашка, душегрея сшиты и отделаны золотистым позументом и трунцалом, как настоящие. Этот костюмный ансамбль был широко распространен в губерниях Центральной России. Сложенными под грудью нежными ручками с изящными пальчиками кукла сжимает платочек-ширинку из яркой набивной ткани. В удивленно-наивном взгляде красавицы  и  впрямь есть что-то неуловимо птичье. А фигурка напоминает теремковую прялку. Ножки куколки сделаны из березовых палочек, обшитых тонкой полотняной тканью. За 15 лет Майя создала более 1000 кукол. И среди них только три мужского пола. Две находятся в череповецком музее, одну купили. Все упирается в ткани, ведь из бабьего сарафана мужскую рубаху не сошьешь. Да и в старину их делали очень редко. А в процессе игры часто заменяли палочкой.

— Хотя в коллекции питерского этнографического музея  такие куклы есть — свадебные. И очень сексуальные, со всеми атрибутами! — хохочет Майя.

Она хорошо помнит свою первую работу. Это была композиция: мамка и девка на выданье. Ткани Майя собирает по сундукам и чердакам, ездит в экспедиции. Приходится дрожать за каждый лоскуток. Вот только запасы истощаются. Сейчас приходится радоваться и  советским ситцам. И никаких чертежей и лекал — все на глаз. Над павушкой-аристократкой она будет колдовать три дня. На вопрос, не мал ли срок, мастерица только смеется: Господь создал человека за один день. Значит, он круче!

Анастасия СОЛОВЬЕВА.

Фото Виктора ОРЛОВА.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page