Даешь солдатский капитал!

Оказавшийся в нынешнем году необычно коротким период между окончанием весенней призывной кампании в Российскую армию и началом осенней Верховный главнокомандующий президент Медведев призвал использовать для серьезного обсуждения ситуации с пополнением Вооруженных сил свежими кадрами и выдвижения могущих оказаться актуальными предложений на этот счет. Охотно откликаюсь на призыв главы государства и готов поделиться своими соображениями.

Оказавшийся в нынешнем году необычно коротким период между окончанием весенней призывной кампании в Российскую армию и началом осенней Верховный главнокомандующий президент Медведев призвал использовать для серьезного обсуждения ситуации с пополнением Вооруженных сил свежими кадрами и выдвижения могущих оказаться актуальными предложений на этот счет. Охотно откликаюсь на призыв главы государства и готов поделиться своими соображениями.

ПОМНИТСЯ, несколько десятилетий назад, когда мы еще были детьми, одна из очевидных истин, которые внушали нам взрослые, заключалась в том, что каждому в будущей жизни предстоит, по крайней мере, одно серьезное испытание: девочкам придется рожать детей, а мальчикам — служить в армии. Правда, нам с Дмитрием Анатольевичем в этом отношении повезло: мы оба хорошо учились и поступили в университеты с военными кафедрами. Но исключения, как известно, лишь подтверждают правила.

И вот сегодня чуть повзрослевшие девочки, решившиеся на второго ребенка, получают от государства право на так называемый материнский капитал в сумме чуть больше 300 тысяч рублей, который они могут использовать на улучшение жилищных условий, обучение или лечение ребенка либо на пополнение своей будущей пенсии. А вот повзрослевшие мальчики, ставшие настоящими мужчинами, в течение года, как положено, отслужив Отечеству, снова возвращаются под родительский кров, ни копейки не прибавив в семейный бюджет. Хорошо, если быстро найдут работу. А ведь некоторым и высшее образование хочется получить… Трудно признать такое положение вещей полностью соответствующим принципам Конституции, провозгласившей, что все граждане нашей страны равны перед законом.

Между тем в мире есть примеры противоположного плана. Так, в Норвегии, как только появляется на свет младенец мужского пола, правительство перечисляет на его персональный счет в банке определенную сумму в местных кронах и ежегодно пополняет ее вплоть до достижения молодым человеком совершеннолетия. Отметив же эту знаменательную дату в своей жизни, подданный Его Величества Харальда V встает перед выбором: использовать деньги по своему усмотрению, отслужив перед этим несколько месяцев королю и отечеству в рядах норвежских вооруженных сил, или отказаться от исполнения воинского долга и не получить от государства ничего. Удивительно, но в стране с таким высоким уровнем доходов, как Норвегия, последних почему-то явное меньшинство…

Наверное, дело не столько в деньгах как таковых, сколько в отношении государства к собственным гражданам, которые отвечают ему взаимностью.

Думается, ни о каких проблемах с призывом военкоматские чиновники больше бы не говорили, если бы были введены четкие правила, в соответствии с которыми призывник, отслуживший от звонка до звонка год в рядах Российской армии, после демобилизации приобретал бы право на «солдатский капитал», размер которого было бы логично определить в достаточно скромную сумму — 300 тысяч рублей. В отличие от контрактников во время самой службы он не получал бы ничего, что автоматически избавляло бы его от соблазнов, связанных с алкоголем и наркотиками, и сводило к минимуму риск неуставных отношений, но перед ним была бы перспектива, нормально отслужив, получить деньги на учебу, открытие собственного дела или улучшение жилищных условий.

Кстати, до сих пор не могу понять: почему в высшие военные учебные заведения можно поступать, не отслужив положенный срок по призыву? Если бы опыт срочной военной службы стал обязательным условием для подачи документов в приемную комиссию любого армейского вуза, это не только подняло бы ее престиж, но и способствовало в перспективе лучшему пониманию отцами-командирами реальных проблем своих подчиненных. Но, очевидно, у этой весьма рациональной идеи слишком много влиятельных противников…

А вот у идеи солдатского капитала таковые вряд ли найдутся. Разве что в Министерстве финансов, где традиционно заявляют, что на подобные излишества у Российского государства нет денег. Только вот действительно ли с ними ситуация столь беспросветна? Воспринимать всерьез предложение депутатов Государственной думы о введении откупного налога от военной службы в сумме миллион рублей с призывника вряд ли возможно, но сама мысль законодателей работает в правильном направлении.

Закон об альтернативной гражданской службе, громоздкий, нелепый, непопулярный и по большому счету никому не нужный, у нас уже есть. Достаточно несколько модернизировать его, приблизив к реальной жизни. Альтернативной службой следует признать любую работу, на которой молодой человек получает нормальную зарплату и с которой не желает расставаться даже на год. Пусть в таком случае он отдает четверть или даже треть заработка в виде «алиментов» в пользу армии в течение всего призывного возраста.

Этого вполне хватит для выплаты солдатского капитала тем вступающим во взрослую жизнь гражданам страны, которым повезло с работой в меньшей степени или не повезло вообще, что в сегодняшней послекризисной России явление не такое уж редкое. Так что считать, что желающих служить в армии без жесткого принуждения со стороны государства скоро совсем не останется, по меньшей мере несправедливо. Такие парни есть и будут всегда. Надо только немножко заинтересовать их в этом.

Выплата поощрительного вознаграждения по итогам срочной службы, помимо всего прочего, помогла бы ликвидировать одно из главных нынешних армейских противоречий, если не стерев полностью, то хотя бы заметно сгладив грань между контрактниками и призывниками. Последние в силу возраста, большей готовности учиться и воспринимать новое и меньшей подверженности известным человеческим порокам для армии куда предпочтительнее, чем основательно нанюхавшиеся пороху взрослые дядьки, не нашедшие себе места на гражданке.

В идеале же со временем само понятие военной службы, суть которого сформировалась несколько столетий назад, должно трансформироваться так, чтобы никаких особых каст и категорий кому-либо и чему-либо «служащих» не осталось вообще. Пусть вместо них будут просто работающие: каждый на своем месте и за адекватное собственному труду вознаграждение. До этого, понятно, еще очень далеко, но первые шаги в нужном направлении сделать уже пора…

Николай КУДРИН.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page