Шиш вам, а не правосудие?

Как правило, приговор суда пытаются оспаривать подсудимые, которые не признают своей вины. Однако ситуация, сложившаяся недавно в Рыбинске, необычна. Слуги Фемиды отнеслись к группе вымогателей как к расшалившимся детям, отпустив их восвояси. Рыбинская городская прокуратура принципиально не согласилась с такой позицией судей, и в начале сентября нашумевшее уголовное дело «о сорока миллионах» будет слушаться снова. НАЧАЛО этой истории уходит корнями в середину лихих девяностых.

Как правило, приговор суда пытаются оспаривать подсудимые, которые не признают своей вины. Однако ситуация, сложившаяся недавно в Рыбинске, необычна. Слуги Фемиды отнеслись к группе вымогателей как к расшалившимся детям, отпустив их восвояси. Рыбинская городская прокуратура принципиально не согласилась с такой позицией судей, и в начале сентября нашумевшее уголовное дело «о сорока миллионах» будет слушаться снова.

НАЧАЛО этой истории уходит корнями в середину лихих девяностых. Тогда Сергей Таракановский привел к своему партнеру и директору ООО «Рыбинская фирма «Центргазстрой» Сергею Крюкову надежного заступника. Им оказался известный в криминальных кругах, трижды отсидевший Андрей Шишов. Заступник сразу назначил за свои услуги немалую цену, а бизнес Крюкова двинулся дальше. Вполне вероятно, он двинулся бы и без навязанного опекунства, но были опасения, что по-хорошему пацаны с растопыренными пальцами не отстанут.

Прошло немного времени, и по законам жанра Шишов стал представлять себя реальным хозяином предприятия. Попытки Крюкова объяснить «заступнику», что период разборок и стрелок остался позади, привели к прямо противоположному результату. Осенью 2002 года бизнесмен был жестоко избит, посажен в машину и вывезен в неизвестном направлении. А там Крюкову дали в руки лопату и сказали, что пора копать могилу. Теперь понятно, что в действительности убивать директора «Центргазстроя» не хотели — его нужно было сломать психологически и заставить зарабатывать деньги на братву. Крюкова привезли обратно, где Шишов доступно объяснил бизнесмену, что тот должен нести деньги в клюве до конца своих несчастных дней. В противном случае придется директору не слишком сладко, а заодно и его сын «случайно» наркоманом станет.

Протерпев три года, Крюков обратился в милицию. Однако стражи порядка, видимо, представляющие, кто такой Шиш, посоветовали бизнесмену идти с миром. Надо заметить, что к тому времени Крюков вывел на хорошие финансовые показатели свою вторую фирму — «Факел-ВТК». Совладельцев в ней было трое, в том числе уже упомянутый Таракановский. Фирма имела устойчивый доход и, понятное дело, всерьез заинтересовала «за-ступника» Шишова. Аппетиты росли.

Но урезонить Крюкова прежними подходами было уже трудно. Требовался удобный юрист, который мог бы изнутри изучить коммерческую документацию и учредительные документы. И он нашелся. Таракановский с одной стороны, а Шишов — с другой навязали Крюкову некоего Николая Зайцева. Это для неосведомленного читателя Зайцев — некий. А в Рыбинске он фигура. Начальствовал в следственном изоляторе «Софийка», знаком с высокими чинами, в нужные кабинеты вхож. В свое время Зайцев попытался увести от уголовной ответственности своего подчиненного, который избил арестанта. В результате сам начальник СИЗО был осужден и снял погоны, но влияние свое не растерял.

Пасьянс сложился. Таракановский без согласия других учредителей и в нарушение устава подарил долю в ООО «Факел-ВТК» Шишову, который сделался не просто «заступником», а полновластным партнером по бизнесу. Сам Таракановский технично отошел в сторону, оставаясь участником ООО «Рыбинская фирма «Центргазстрой». А новоявленный юрист Зайцев начал процедуру переоформления документов, в том числе и по выведению Крюкова из состава совладельцев. В это же время Шишов, возомнивший себя не прежним Шишом, а бизнесменом, начал активно требовать с Крюкова сорок миллионов рублей, якобы в виде дивидендов. Эти требования ужесточились, несмотря на то что три инстанции арбитражного суда признали сделку дарения недействительной. Троица Таракановский — Шишов — Зайцев атаковали Крюкова с разных сторон.

Уставший отбиваться бизнесмен обратился в Москву. Вымогателями занялись сотрудники ГУ МВД России по Центральному федеральному округу. Вскоре после того, как от Шишова в адрес Крюкова последовала угроза «закатать в пенобетон», трое подельников были задержаны и препровождены в столицу.

А дальше случился гуманный рыбинский суд. Бывший начальник СИЗО «Софийка» Зайцев, как и следовало ожидать, отделался легким испугом. Предприниматель Таракановский был осужден по статье «Самоуправство» к 200 часам обязательных работ, которые уже успел отсидеть во время следствия.

Труднее пришлось Шишову. Но тут правосудие, трижды отправлявшее его за колючую проволоку, повернулось к нему лицом. Во-первых, угроза «закатать в пенобетон» была расценена судьями как эмоциональное высказывание, ведь поблизости не находилось оборудования для производства строительного материала. Во-вторых, требования Шишова о сорока миллионах рублей под видом дивидендов показались суду вполне нормальными, поскольку дело о дарении в тот момент рассматривалось в арбитраже.

В-третьих, был эпизод с избиением Крюкова и рытьем могилы. Случись инцидент попозже — и Шиш загремел бы на всю катушку. Но сроки наказания за преступление такого вида истекли. Поэтому в решении суда измывательства над бизнесменом зафиксированы, и не более… Нужно ли говорить, что оглашение приговора подсудимые встретили с тихой радостью?

Уже месяца полтора недавние подельники спокойно ходят по улицам Рыбинска. Вполне объяснимое беспокойство за свою жизнь и здоровье ощущает бизнесмен Сергей Крюков. Он надеется, что обидчики все-таки получат по заслугам. Держит на контроле малопонятную ситуацию и прокуратура, у которой накопилось достаточно вопросов к тому, как осуществляется правосудие в одном отдельно взятом городе. Тем более что вершилось оно, кстати, в нарушение закона, в данном случае без присутствия государственного обвинителя. Можно сказать, по-свойски.

Виктор ПАНИН.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page