Олимп ярославского края

Более дивной, более чарующей взор картины вряд ли можно еще найти в нашем регионе. С Тархова холма — самой высокой точки Ярославской области — открывается поистине волшебная панорама. В любую из сторон вид простирается минимум на 20 — 25 километров. И везде девственная, обласканная солнцем природа: леса, холмы, ручьи и почти никакого человеческого присутствия.

Более дивной, более чарующей взор картины вряд ли можно еще найти в нашем регионе. С Тархова холма — самой высокой точки Ярославской области — открывается поистине волшебная панорама. В любую из сторон вид простирается минимум на 20 — 25 километров. И везде девственная, обласканная солнцем природа: леса, холмы, ручьи и почти никакого человеческого присутствия.

ЧУДЕСА НА ВЫСОКОЙ ГОРЕ

Старенький стол, срубленный когда-то туристами на самой высокой точке Ярославской области, на этот раз стал местом трапезы не только для человека. Скромное пиршество компании краеведов, прибывших, чтобы взойти на Тархов холм, из Рыбинска, разделили местные осы. Людей они не кусали, а вот до купленных по дороге в Угличе колбас оказались ох как охочи!

Тархов холм величественно возвышается среди непролазной лесной глухомани. Места здесь малозаселенные. До Углича по прямой отсюда километров семьдесят, до Переславля — все восемьдесят. А коли добираться по шоссе, выйдет в каждую из сторон более чем сотня верст.

Тархов холм — самая высокая точка Ярославской области. По официальным данным, он достигает 292 метров над уровнем Мирового океана (по Балтийской шкале). На 190 метров выше уровня Волги в районе Углича (ниже местной плотины). Вроде бы немного по сравнению с Монбланом или Эверестом. Но пока подымаешься с близлежащей грунтовой автодороги по петляющей к вершине холма тропинке, нет-нет да захочешь передохнуть. А когда подымешься, даже голова может закружиться от лице-зрения далеких окрестных пейзажей.

Существует сразу несколько вариантов происхождения названия Тархов холм. Одно из предположений: слово пришло к нам из тюркского языка. Есть легенда, что сам холм искусственного происхождения. Якобы он был насыпан во времена татаро-монгольского нашествия, чтобы разместить здесь ставку татарского хана. Но легенда эта малоправдоподобна. Если учитывать гигантские размеры горы, ее за многие годы не смогли бы насыпать даже трудолюбивые строители египетских пирамид. Другая версия: название холма произошло от древнерусского имени Тарх. Есть и третья версия, и к ней ученые склоняются более всего. Так, существовало расхожее выражение «тарханные земли». То есть земли, освобожденные от уплаты податей, налогов. Семантически «тарханный» значит «свободный», тот, кто имеет право на свободу. В данном случае в значении «возвышенный, высокий, главенствующий, господствующий». Не иначе как гора-господин.

СУСАЛЬНОЕ ЗОЛОТО НАД МОГИЛОЙ ВОДОНОСА

Что же здесь было в древности? В данной местности существовало несколько монастырей. Был отдельный монастырь и на Тарховом холме, на самой его вершине. Иногда его называют Георгиевским. В начале XVII века этот монастырь был полностью разорен поляками. Но позже восстановлен. До конца XVIII века здесь существовала Тархово-Вознесенская пустынь. Ее не стало после секуляризации церковных владений, проведенной при Екатерине II. Бывшие хозяйственные постройки с того времени разрушились. Сейчас среди густой травы остались лишь элементы фундаментов. Да если покопаться в земле, на вершине можно найти элементы чернолощеной керамики.

Любопытное наблюдение. Когда представляешь на вершине этого высокого холма монастырь, сразу невольно возникает вопрос: куда монахи ходили за водой? Холм высок. На его вершине нет питьевых источников. Возможно, воду возили, используя лошадь, на телеге в бочке. Но это не так-то просто, если учесть крутизну ведущей сюда снизу тропы. Скорее всего, эта обязанность являлась послушанием одного или нескольких чрезвычайно терпеливых монахов. Почему терпеливых? Обычный человек утомится, поднявшись сюда один- единственный раз и без тяжелой ноши. Каково же подыматься по нескольку раз подряд с коромыслом за спиной, прогнувшимся от тяжелых ведер!

До недавнего времени на вершине Тархова холма был установлен большой деревянный крест. На ныне заросшей травой маковке горы, там, где некогда стояли хозяйственные постройки Тархово-Вознесенской пустыни, в свое время были похоронены два монаха. Крест стоял над их могилой. На нем была табличка с именами усопших. Несколько лет назад старый деревянный крест убрали. Кто — неизвестно. Примерно два года назад на месте старого креста над могилой монахов был поставлен новый. Любопытно, но он покрыт настоящим сусальным золотом. Видимо, этот крест ранее венчал один из старых, ныне разрушенных храмов, имеющихся в отдаленном соседстве. То, что крест до сих пор не стащили, можно объяснить лишь божественным промыслом или тем, что стоит он сейчас в пустынном, труднодоступном месте, куда охочим до цветмета бомжам добраться ох как не- просто.

ПРИРОДНЫЙ ЗАПОВЕДНИК

Хотя жизнь в монастыре угасла более двух веков назад, длительное время холм являлся объектом паломничества. Еще около ста лет назад с северо-западной стороны на холм вела деревянная лестница. Сам же холм фигурировал в путеводителях по Ярославской губернии конца XIX — начала XX века. В советское время холм использовали военные. Тогда, говорят, здесь ими были установлены радиоантенны. До недавнего времени на холме присутствовали остатки радиометрического оборудования. Но теперь от него не осталось и видимого следа.

Практически все оставленные прежде на холме человеческие следы к сегодняшнему дню заросли буйной растительностью. И своим многообразием она поистине притягивает. Без участия человека природа создала здесь настоящий дендрарий, поражающий многообразием видов. Если брать в целом по области, условно по линии Углич — Ярославль проходит граница между северной тайгой и зоной смешанных лесов. Здесь же, на холме и в окрестностях, лес широколиственный. Такой, как в районах Воронежа и Липецка. Преобладают в местной природе дуб, липа, вяз. В подлеске в большом количестве клен и орешник. Орехов, стоит отметить, как рассказывают местные жители, в отдельные урожайные годы видимо-невидимо. Склоны холма поросли зверобоем. Тем самым — настоящим, целебным.

В отдалении от холма в зоне видимости другая выдающаяся вершина нашего региона — гора Николо-Царевна. До нее, как поговаривают, тянется полузаросшая тропа. Однако не знающим пути лучше на тропу не соваться. Между двумя вершинами обширные, непролазные, кишащие змеями водораздельные, болота. Поистине на горе — райские кущи, а у подножия — царство мертвых, Тартар из древней легенды…

Александр ЕФРЕМОВ, Угличский и Переславский районы.

Фото автора.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page