Я ничего не прошу за свои труды

Его знакомство с Ярославским краем произошло совершенно случайно: заехал однажды по дороге в Москву в Никольский храм Переславля. Ужаснулся, глядя на изуродованную, разрушенную людьми и временем постройку. И душа верующего человека заныла — захотелось помочь, возродить то, что было утеряно. Не успокоился, пока не восстановил святыню, построил новый собор в честь самого почитаемого на Руси святого — Николая Чудотворца. А ПОТОМ были другие, не менее интересные и значимые проекты.

Его знакомство с Ярославским краем произошло совершенно случайно: заехал однажды по дороге в Москву в Никольский храм Переславля. Ужаснулся, глядя на изуродованную, разрушенную людьми и временем постройку. И душа верующего человека заныла — захотелось помочь, возродить то, что было утеряно.

Не успокоился, пока не восстановил святыню, построил новый собор в честь самого почитаемого на Руси святого — Николая Чудотворца.

А ПОТОМ были другие, не менее интересные и значимые проекты. Меценат Виктор Иванович Тырышкин бескорыстно помог с реставрацией Спа­со-Пре­об­ра­женского собора в Переславле, Спасо-Преоб­ра­женс­кого собора в Рыбинске, храма Царевича Петра Ордынского в Ростове. И взялся за грандиозное по своим масштабам дело — возведение нового Успенского собора в Ярославле.

Сколько нареканий было в его адрес, сколько злобы и желчи излилось из уст тех, кто был против этого строительства! Но Тырышкин стоял на своем: собор должен быть! И продолжал начатое бого­угодное дело…

И вот красавец храм построен. До начала первой литургии осталось менее часа. Но верующий народ собирается задолго до указанного времени — всем не терпится осмотреть собор, ощутить всю его мощь, всю божественную благодать. А Виктор Иванович счастлив: все удалось, все получилось! За несколько минут до начала службы он согласился на интервью с корреспондентом «Золотого кольца».

— Виктор Иванович, через полчаса в Успенском соборе начнется первая праздничная служба. А 12 сентября в Ярославль приедет патриарх Московский и всея Руси Кирилл, который освятит храм. По сути, это означает, что основные работы над собором завершены. Все заканчивается. Наверное, грустно вот так сразу расставаться со своим детищем? Переживаете?

—  А я с ним не расстаюсь и не согласен, что все закачивается. Все только начинается. Красавец храм начинает новую жизнь. Город получил собор, люди будут сюда приходить, молиться, славить Господа, спасать души. И это главное. Ярославцы почувствуют Божию благодать. Это начало всему. Первая литургия — это очень важно. Это первый шаг на пути к духовному очищению. Уйдут в сторону многие печали, неприятности. Останутся свет в душе, радость.

Мы очень хотели завершить строительство Успенского собора к тысячелетию города, успеть к торжествам. Думаю, все получилось. Мы не подвели тех, кто нам доверил это важное дело, и тех, кто за нас молился. Надеюсь, жители Ярославской области и гости города оценят наши старания.

— Такое важное событие, как возведение собора, наверное, заставляет жить по законам военного времени. Строительство все равно что ежедневная битва: мобилизованы все силы, все эмоции, хочется скорее победить, сделать все возможное и невозможное.  Ваши ощущения от пережитого?

— Битва была раньше. Вы же помните, сколько оказалось недовольных, сколько богоборцев, сколько непонимающих! Людей вводили в заблуждение, не объяснив толком, каким будет собор, что он даст городу. Жаркие споры то затихали, то разгорались с новой силой. Нужен ли Ярославлю такой храм? Не испортит ли он вид на Стрелку? Не разрушит ли набережную? Было очень серьезное противостояние со стороны некоторых политиков и общественных организаций, и началось оно задолго до того, как выкопали первый ковш земли, еще до археологических раскопок. Вот это была битва!

Но мы честно выполняли свою работу. И вскоре появились наши сторонники, те, кто нам помогал, поддерживал своими делами и молитвами. Огромное спасибо им за это! Всем, кто положил крестное знамение для того, чтобы задуманное свершилось!

Ведь что такое собор? По сути, это место сосредоточения молитвы, власти и денег. Раньше, до революции, все это было в руках одного человека — царя, монарха. Он обладал политической, экономической и духовной властью. Сейчас власть раздроблена на светскую и церковную, и поэтому мне важно было почувствовать поддержку со всех сторон. Я искренне благодарен руководству Ярославской области и города, всем чиновникам, которые не остались в стороне от благого дела, помогли нам.  Без политической поддержки это строительство было бы невозможно. И, конечно, отдельное спасибо моему коллективу — сотрудникам корпорации «ВИТ», за счет средств которой осуществлялось возведение собора.

Но при этом я хочу извиниться и перед теми людьми, у которых я вызвал раздражение, злобу. Простите меня. Теперь все закончилось.

Я стопроцентно уверен, что лучшего места, чем Стрелка, для храма такого уровня не найдешь. Здесь самое сердце города. Именно тут с XII века стоял собор, и место это святое, намоленное, по-настоящему народное.

Сейчас работа заканчивается, многое позади, и я действительно испытываю чувство легкой грусти. Но при этом и огромную радость, на душе тепло. Русской православной церкви и Ярославлю мы дарим прекрасный собор. Думаю, верующие оценят наш подарок по достоинству.

—  Вы, наверное, знаете, как дальше будет жить собор, кто будет его настоятелем.

— Настоятелем храма, насколько мне известно, является архиепископ Ярославский и Ростовский Кирилл.

— Я знаю, что на первую службу в собор приехала ваша супруга. Расскажите, пожалуйста, о ней.

— Это замечательная женщина. Скромная, добрая, но в моей жизни это хороший, великий человек. Мне трудно подобрать нужные слова. Как любящий муж, я делаю все для того, чтобы моя жена, моя семья мной гордились. Моя жена — моя опора, поддержка. Моя семья — мое счастье. Супруга всегда поддерживала и поддерживает меня, я многому учусь у нее. Она не раз бывала в Ярославле, город ей очень нравится. Во многом благодаря этой женщине я живу, помогаю людям.

— Что для вас теперь Ярославль?

— Наверное, не зря говорят: ты живешь там, где твое сердце. А сердце остается в том месте, куда вложил свою душу, свои эмоции, большой кусок состояния…  Ярославская область — это 14 лет моей жизни. Переславль, Рыбинск, Ростов, Ярославль — в этих городах на мои средства возрождались храмы. Я очень люблю эту землю, мою землю — истинно русскую. Конечно, мое сердце останется здесь навсегда.

— Какие-то еще дела в нашей области планируете?

— В жизни каждого человека есть какой-то предел — моральный, физический, финансовый. Поэтому насколько сил и средств хватит… Я, например, уверен, что рядом с Успенским собором в Ярославле будет стоять прекрасная колокольня. Дивная! Верю, что мы еще все вместе, а может, уже без меня, отольем для нее в Тутаеве колокол наподобие такого, как отливал Иона Сысоевич. Я надеюсь, что для ярославцев и туристов мы сделаем удобные подъ-емники и панорамную смотровую площадку, чтобы они могли любоваться славным древним городом. И я знаю, как построить эту колокольню. Но для этого нужны опять же молитвенная и государственная поддержка и деньги.

— Эта колокольня, по-вашему, должна быть выше, чем собор?

— Да, как это было с собором XII века.  Вот в этом-то основная загвоздка. Придется снова пройти нелегкий путь согласования во всевозможных инстанциях, доказывать, почему колокольня должна быть выше собора, переламывать общественное мнение, натыкаться на непонимание, убеждать, биться за каждый метр. Колокольня должна быть яркой доминантой Ярославля. Ничего плохого в этом нет. Посмотрите, как чудесно смотрится сам храм: его видно отовсюду, со всех мостов. Я всегда был  внутренне уверен, что он должен быть именно такой величины. И сейчас с гордостью говорю: строительство кафедрального собора в Ярославле не ошибка.

Вот стоял бы на этом месте такой собор, как был в древности. Он бы затерялся сегодня на набережной, не выглядел бы так величественно. Никто не спорит: конечно, надо сохранять памятники истории и культуры, трепетно относиться к старине, своему прошлому. Но необходимо при этом и учитывать реалии наших дней, возводить и реставрировать так, чтобы потом было чем гордиться, чтобы постройка красиво вписывалась и дополняла окружающий пейзаж. Поэтому ярославцы правильно решили, построив на месте старого собора новый. Он должен отражать их нынешнее миро-ощущение, поддерживать внутреннюю гордость за то, что они русские, православные. В новом Успенском соборе выражена вся мощь православия.

— Виктор Иванович, а когда храм начнут расписывать? Говорят, собор сперва должен устояться, а уж лет через пять можно приступать к работе.

— У меня уже есть договоренность с иконописцами, как московскими, так и ярославскими, например, с академиком Николаем Мухиным, который с  группой товарищей занимался росписью храма Христа Спасителя в столице. Они готовы взяться за эту работу. На днях в Ярославль приедет господин Трофимов — тоже прекрасный иконописец, у которого есть две бригады. Обязательно объявим конкурс, и все лучшее, что было сделано в храме Христа Спасителя, переймем для нашего собора. Возможно, найдутся и еще какие-то замечательные образцы, которые можно взять на заметку. Например, Никольский собор в Переславле — это просто шедевр! Там такая роспись, какой не было со времен Андрея Рублева! Почему и нам не сделать так?

— Какие-то еще иконы будут привозиться в Ярославль?

— Над иконами работает очень талантливый художник, очень светлый  человек — Александр Соколов. Нравится мне иконостас или не нравится, говорить пока не будем. Но то, как написаны основные иконы,  замечательно, прекрасно! Только человек с чистой душой в состоянии сделать такое.

— А когда по срокам планируется завершить работы по росписи?

— Я не в курсе. Свои финансовые обязательства по собору я в полном объеме выполнил. Немного смущает, что иконостас еще не закончен. Но, надеюсь, все будет нормально. Все работы контролирует владыка Кирилл.

— Ярославцы избрали вас почетным гражданином города. Вам лестно такое  теплое отношение и внимание людей?

— Конечно, приятно. Спасибо вам! Переславцы тоже сделали меня почетным гражданином города. Но дело не в том, лестно мне или нет. Я занимаюсь благотворительностью не ради славы и почета, а по велению сердца. У меня нет меркантильных интересов, просто хочется помогать людям. По большому счету я никого ни в чем не обманул. Многие почему-то ищут злой умысел в моих действиях: будто я хочу какой-то бизнес под себя подмять, наживаться на строительстве, занять высокие должности, поставить себя над другими…  А это не так. Судите сами.  Прошло 14 лет, а я не построил в Ярославской области ни одного квадратного метра жилья, ни одного бизнес-центра, не приобрел ни одного предприятия, не занял какой-либо должности, не стал депутатом. И абсолютно к этому не стремлюсь, такой цели не было и нет. Я ничего не прошу за свои труды. Я хочу воссоздавать, строить храмы, помогать нуждающимся, участвовать в возрождении православия на Руси, служить своему Отечеству. И спокойно, извинившись перед всеми, уйти. А какой вклад я вношу — большой или малый, пусть решают Господь и люди.

Светлана ПАСХИНА.

На снимке: Виктор Тырышкин.

Фото Ирины ТРОФИМОВОЙ.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page