Захочу и все здесь вырублю

Газета «Золотое кольцо» одной из первых обратила внимание на непомерное усердие коммунальных служб в части уничтожения зеленых насаждений в ярославских дворах. Тема оказалась весьма злободневной, о чем свидетельствуют и письма наших читателей. Тоска суховейная одолела и жителей домов N 29 и 31 по улице Урицкого в Дзержинском районе Ярославля. Несмотря на наши старания озеленить двор, он благодаря коммунальным службам остается голым.

Газета «Золотое кольцо» одной из первых обратила внимание на непомерное усердие коммунальных служб в части уничтожения зеленых насаждений в ярославских дворах. Тема оказалась весьма злободневной, о чем свидетельствуют и письма наших читателей.

Тоска суховейная одолела и жителей домов N 29 и 31 по улице Урицкого в Дзержинском районе Ярославля. Несмотря на наши старания озеленить двор, он благодаря коммунальным службам остается голым.

В знойные дни нынешнего лета среди пожухлой травы на месте срубленного недавно дерева вырос радующий глаз пышной свежей зеленью кустик. Но на днях, возвращаясь с работы, на месте единственного на углу кустика мы увидели голый пень. Выяснили, что это дворники огромными ножницами состригли всю зелень. На  вопрос, зачем они это сделали, дворник ответила, что получила такое задание от мастера службы «Альфа-сеть» в Дзержинском районе.

Совсем недавно газонокосильщики не только траву скосили, но и срезали кусты сирени и шиповника. В соседние дворы завезли землю, причем в таком количестве, что засыпали не только зеленеющие кусты, но даже и небольшое деревце у дома N 31, а в нашем дворе последний зеленый кустик срубили. Вот и стоит здесь теперь голый пень с рвущейся к жизни малюсенькой отрастающей порослью, только бы ее не сбрили. Стоит как памятник тем, кто дает нелепые указания безобразить наши дворы. Причем найти этих людей очень сложно. Звонишь по телефону, а тебя отсылают от одного к другому, так и не найдешь концов.

Советова и другие возмущенные жители домов N 29 и 31 по улице Урицкого,

всего 12 подписей.

ПОД МАССОВЫЙ ПСИХОЗ ПОДПАЛИ И ЖИЛЬЦЫ

Лет 10 назад ныне покойный отец Михаил (Перегудов) говорил мне о том, что настало на русской земле время нашествия Сатаны. Тогда я отнеслась к этим словам скептически, а вот теперь, сдается мне, прав был священник. По Божиему разумению, не должен бы был человек рубить сук, на котором сидит. Не иначе как нечистая сила тут орудует.

В последние два-три года в Ярославле идет повальная беспощадная вырубка деревьев. Рубят не только тополя, которые, к слову сказать, принимают на себя основной удар нашей бурной жизнедеятельности, от чего и болеют так часто. Под пилу пошло все: березы, липы, ивы, рябины. Глядя на бесчинства коммунальщиков, под массовый  психоз подпали и жильцы. Даже в нынешнее душное лето, когда люди искали тенистые места, где можно было бы укрыться от изнуряющего зноя, на территории школы N 55 в Дзержинском районе срубили порядка 10 тополей. Причем деревья эти даже в случае падения вряд ли могли угрожать детям, ибо росли не в школьном дворе, а на пришкольном участке. К тому же если под этот случай все уничтожать, почему бы нам прежде всего не уничтожить автомобили — от них дети погибают значительно чаще, чем от падающих тополей?

За последние два года жильцы дома N 38 на улице Громова срубили возле своего дома несколько берез, рябин, не пожалели даже редкого в наших местах гостя — каштана.

Три года назад жители дома N 45 по улице Панина распорядились спилить несколько раскидистых ив, которые верой и правдой служили дому, защищая его не только от палящих лучей солнца. Места здесь сырые, потому и посадили некогда умные люди вблизи дома деревья-водохлебы, к коим относятся ивы. Чтобы откачивали они воду от фундамента дома, не давая ему разрушиться раньше времени. Жильцы могли об этом и не знать, а вот коммунальщики знать были обязаны. Спохватились теперь недогадливые домовладельцы, когда вода стала заполнять подвал, а дорожная пыль оседать не на листья деревьев, а, проникая в окна дома, попадать прямо в легкие. Спохватились, жалеть стали о содеянном, да теперь уж дела не поправишь.

А о двух десятках тополей, которые тогда же смахнули во дворе этого дома коммунальные службы, жалеют не только местные. Особенно этим летом, когда наполовину лишенный растительности двор превратился из тенистого некогда уголка в раскаленный солнцем голый панцирь. «У вас здесь как в лесу, даже грибы растут», — говорили, бывало, проходящие двором люди. Теперь не говорят. Теперь от былого величия остались только мертвые пни.

НЕ ПОЮТ СОЛОВЬИ. ГДЕ ТУТ ЖИТЬ СОЛОВЬЯМ?

А совсем недавно были срублены массивные заросли ивняка, расположенные неподалеку от узкоколейки, проходящей вдоль улицы Панина. Причем рубщики не придумали ничего лучшего, как снести стволы погубленных ими деревьев под трубы теплотрассы. Высохнут они и неизбежно будут подожжены местной ребятней. Костерчик полыхнет знатный.

Этот срубленный ивняк издавна служил местом пристанища соловьев. Какие рулады раздавались здесь в мае-июне на радость окрестным жителям! Негде теперь петь соловьям, обезголосила брагинская окраина.

Несколько лет назад старик, проживавший в доме

N 43, корп. 1, посадил под окнами своей квартиры на первом этаже два куста облепихи. Ухаживал за ними, обрезал, поливал. И заплодоносили деревца на радость птицам и местной детворе. Умер старик, и осиротели облепишки, стали разрастаться, дичать. Но неизменно каждый год в память о своем хозяине обсыпали свои веточки оранжевыми капельками ягод. Невысокие были, даже на первом этаже света никому не загораживали. Взялся бы кто лишние веточки обрезать — и деревья бы ему сами спасибо сказали. Прохожу нынче мимо и вижу: только два пенька осталось от красавиц. Для того чтобы уничтожать, ума много не требуется.

А в соседнем доме расторопный мужичок срубил под окнами не своего, а соседнего подъезда сразу три вишни. Плакала их хозяйка, поскольку эти деревца были единственной памятью о родителях, которые посадили  когда-то вишенку отцу, вишенку матери и вишенку дочери. Пошла ругаться к лесорубу: мол, чем тебе помешали деревья, их из твоего окна даже не видно!  А  тот только топориком помахивает: «Захочу и все тут вырублю». И вырубит.

Три года назад непонятно почему были безжалостно срублены липы на проспекте Октября у наркологического диспансера. Так и торчат сухие пни вдоль трамвайных путей, ничего не посадили взамен уничтоженных деревьев.

ЛЕТ ЧЕРЕЗ 50 РУБИТЬ БУДЕТ НЕЧЕГО

Ярославцы, что с нами происходит?  Каким безумным хмелем заволокло наши глаза и души, если схватили мы топоры и пошли войной на Природу? Крушим ее, родительницу, все больше и больше сатанея от ее молчаливой материнской покорности. Не останавливает она безжалостной воли нашей, видно, надеется еще, что опамятуемся мы, вспомним, на кого руку подняли. Чем будут дышать наши дети, если мы сейчас уничтожим весь зеленый наряд города? Почему решили мы оставить после себя пустыню? Ведь взамен срубленного нами не посажено ни деревца. А если где и посажено, то ведь еще не факт, что посаженное вырастет. Немало надо лет, чтобы дерево в полную силу вошло. В минувшем году вдоль проезжей части Ленинградского проспекта не от большого ума догадались посадить рябины — деревья, предпочитающие расти в более комфортных условиях: во дворах, в парках. Нынешней весной деревца зазеленели, но палящее солнце плюс мощный прессинг выхлопных газов привел к тому, что уже в июле рябинки сгорели начисто. Районная администрация, видимо, не догадалась, что в жаркое время года саженцы нуждаются в хорошем поливе. Воткнули в землю да на том и закончили процесс озеленения района.

Издавна русский человек высаживал деревья возле своих жилищ. Даже в деревнях, расположенных вблизи лесов, люди предпочитали окружать свои избы зелеными насаждениями. Много работы у крестьянина, однако находил он время и для того, чтобы деревья сажать. Значит, понимал непреходящее значение дерева в жизни человека. Умирают нынче деревни, разрушаются подворья, а деревья стоят живым напоминанием о былом величии российских деревень. Уж и людей здесь нет, а птицы до сих пор прилетают сюда, гнезда вьют, птенцов выращивают.

А вот в городе птицам скоро негде будет вить гнезда. Три года назад на улице Труфанова, вблизи центральной детской библиотеки в Дзержинском районе Ярославля, ввели в эксплуатацию сразу три десятиэтажки. И ни одного деревца вокруг, лишь хилые кустики, посаженные уже самими жильцами. Унылое место. А до начала строительства шумели здесь листвой богатые заросли ивняка, неся с собой свежесть, прохладу и веселое щебетание птиц.

В прошлом году поднялась многоэтажка и на Архангельском проезде. И опять ни одного дерева рядом. А ведь в былые времена без этого и дом к заселению не принимали. Нынешние отцы-заботники по скудоумию своему решили, что земля существует лишь для того, чтобы строить на ней дома и раскатывать асфальт. В центре города живая земля скоро будет исчисляться квадратными сантиметрами. Теперь решили уничтожить ее и на окраинах.

О многочисленных массовых вырубках деревьев, произведенных в связи с грандиозными застройками, можно говорить бесконечно. Два года назад полегло с десяток тополей возле гаражного кооператива на окраине улицы Панина во имя возведения здесь автостоянки. Уверена, что ни одна разрешающая организация даже в уме не держала эти деревья, поскольку такой товар нынче не в цене. Не пойму, зачем содержим мы на деньги налогоплательщиков столько природоохранных учреждений, если налицо их полное бездействие в отношении спасения зеленого наряда города. Есть ли на чьей памяти случай, когда природоохранщики смогли предотвратить хоть одну массовую вырубку деревьев в городе? Можете не вспоминать, не было таких случаев. Эти товарищи бессильны остановить даже газонокосильщиков, которые наносят явный вред не только нашему здоровью, но и окружающей среде.

Минувшей зимой, подготавливая стройплощадку для будущей гостиницы, срубили более двух десятков лип в так называемом офицерском парке в Первомайском переулке. Ввиду преобразований на Первомайском бульваре прорытой траншеей повредили корневую систему лип. А сколько берез погубило строительство брагинской дорожной развязки! Сколько плодородной почвы укатано здесь под асфальт! Надо строить, надо. И раньше строили. Однако не забывали при этом о наших зеленых друзьях и помощниках. Только благодаря дальновидной политике руководства тех лет нашим теперешним есть что рубить, а нам есть еще на что любоваться и есть чем дышать. Тем, кто начнет строить в Ярославле лет через 50, будет значительно легче, ибо рубить им будет нечего.

НЕ ПОСЛЕДНИЕ ЛИ ВРЕМЕНА ПРИШЛИ НА НАШУ ЗЕМЛЮ

От посаженных в прошлом году жителями нашего двора полутора десятков саженцев кленов и рябинок к этому году от рук вездесущих газонокосильщиков чудом спаслось лишь два кленочка. В нынешнее знойное лето люди заботливо поливали кудрявых зеленых малышей в надежде сберечь для своего двора хоть их. Даже брагинские шпанята, ломающие на своем пути все подряд, и то не трогали беззащитные деревца. Увы, недавно глазастые газонокосильщики срубили одно из них. Судьбу последнего саженца предсказать несложно, газонокосилки беспощадно продолжают обезображивать наши дворы. Они пашут землю своими инструментами даже теперь, когда от травы не осталось и воспоминаний. Похоже, в коммунальных службах города завелась мощно законспирированная диверсионная группа, назначение которой — уничтожить под корень всю растительность и тем самым обречь горожан на медленную смерть от нехватки кислорода. 

Не последние ли времена пришли на нашу землю, коли так беспечен и жесток стал человек к среде своего обитания? И так машет вокруг себя руками, как будто за ним уже никто не придет жить на этот изуродованный людьми клочок суши.

Любовь НОВИКОВА.

На снимках:  минувшей зимой более 20 лип было повалено в Первомайском переулке для возведения здесь гостиницы;  три года назад во дворе окраинного Брагина, образованном домами улиц Панина, Громова и Мурманского проезда, было уничтожено более 20 тополей; траншея, прорытая на Первомайском бульваре, нарушила корневую систему лип.

Фото Виктора ОРЛОВА.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page