Каменные загадки тысячелетий

С открытием железного занавеса россияне ринулись осваивать закрытые от них доселе пространства, то бишь заморские страны. Сдается мне, что делают они это по большей части не из желания увидеть нечто невиданное, а для того, чтобы соседа подразнить: я, мол, в самих Европах побывал или даже на Гавайские острова смотался, а ты, гольтепа, дальше своего Ярославля и земли-то не видел. И думаю я так потому, что невиданного и загадочного у нас, в России, пожалуй, побольше, чем в самой Греции.

С открытием железного занавеса россияне ринулись осваивать закрытые от них доселе пространства, то бишь заморские страны. Сдается мне, что делают они это по большей части не из желания увидеть нечто невиданное, а для того, чтобы соседа подразнить: я, мол, в самих Европах побывал или даже на Гавайские острова смотался, а ты, гольтепа, дальше своего Ярославля и земли-то не видел. И думаю я так потому, что невиданного и загадочного у нас, в России, пожалуй, побольше, чем в самой Греции. Лично я из любви к родному Отечеству предпочитаю осваивать безбрежные российские просторы. И не зря. В сентябре этого года мне посчастливилось увидеть уникальные сооружения, загадка которых не уступает загадке египетских пирамид. Для этого мне не понадобилось выправлять заграничный паспорт и менять свои деньги на не свои. Села в поезд, доехала до Ставрополя, а оттуда через шесть с половиной часов езды на автобусе я добралась до села Архипо-Осиповка, что приютился на черноморском побережье среди роскошного горного массива в 50 километрах от Геленджика.

О ТОМ, КАК РЯДОВОЙ АРХИП ОСИПОВ ОБРЕЛ БЕССМЕРТИЕ

Но для начала расскажу о самом этом уголке,  тем более что климат здесь почти такой же, как на курортах итальянской Ниццы. Не случайно заселение этих мест началось еще 200 тысяч лет назад, в эпоху камня. Кто здесь только не жил: и племена ахеев, являющихся предками современных адыго-черкесов, и племена зихов, в V — VI веках нашей эры значительная часть черноморского побережья даже называлась Зихией. Хорошо знали эти места и генуэзцы. С середины XVII века здесь побывали племена натухайцев и шапсугов. В 1833 году французский путешественник Фредерик Дюбуа де Монперэ писал в своих заметках об ауле Вулан, ставшем впоследствии селом Архипо-Осиповкой. В горных долинах этих мест сохранилось множество курганных могильников, остатки средневековых поселений.

В войне 1828 — 1829 годов Турция потерпела сокрушительное поражение как в Европе, так и на Кавказе. По Адрианопольскому мирному договору от 14 сентября 1829 года к России отошло Черноморское побережье Кавказа от устья реки Кубани до порта Святого Николая, что южнее Поти. Начинается создание Черноморской береговой линии. В 1837 году при проведении рекогносцировки берега с моря на пароходе «Язен» генерал А. А. Вельяминов отдал предпочтение для строительства укрепления в долине реки Вулан. Оно было названо Михайловским. Начальником всей береговой линии стал генерал Н. Н. Раевский, сын прославленного героя войны 1812 года, друг Пушкина и декабристов.

Гарнизон Михайловского укрепления ожидал налета и жил в постоянной тревоге. 22 марта 1840 года руководил обороной укрепления штабс-капитан Н. К. Лике — дворянин, грек по происхождению, уроженец Балаклавы. Он и отдал приказ о взрыве порохового погреба. Исполнить приказ вызвался рядовой Архип Осипов. Он происходил из семьи крепостных крестьян села Каменка Липецкого уезда Киевской губернии, принадлежащих помещику Стратоновскому. Было на ту пору Архипу Осипову 38 или 40 лет. «Ну, если будет нападение, то для России память великую сделаю. Я себя обрекаю на смерть и зажгу порох в погребе».

С горящим факелом побежал солдат в погреб, и раздался страшный взрыв, все содрогнулось, целый столб дыма с пламенем, с человеческими телами, с камнями взвился в воздух. Так погиб солдат 77-го Тенгинского полка Архип Осипов и обрел свое бессмертие. Именно в этот полк через два с половиной месяца прибыл служить поручик Лермонтов. А на месте взорванного укрепления в 1876 году был воздвигнут шестиметровый ажурный крест, поставленный на пьедестале из местного камня. К нему ведет высокая лестница, у которой стоят две старинные пушки. Крест был вознесен с таким расчетом, чтобы его было видно со всех проплывавших мимо судов. Таково было желание великого князя Михаила Николаевича, бывшего тогда главнокомандующим Кавказской армией. А еще через три года село Михайловское было переименовано в Архипо-Осиповку. К чести местных жителей, стоит сказать, что они бережно хранят память о своем герое. Памятник Архипу Осипову находится в отличном состоянии, вокруг него разбиты шикарные клумбы, царит идеальная чистота.

ПРО ЕЖИКА, ГОРУ ВЕРБЛЮД И ВЕРБЛЮДА ВАСЮ

Какую-то особенную ауру ощущаешь всегда вот в таких тихих местечках. Архипо-осиповский пляж тянется всего-то метров на 200 — 250, упираясь одним боком в удивительно красивую гору Ежик, которая один в один похожа на этого умильного колючего зверька, своим скалистым носом пьющего соленую морскую водицу, а другим примыкая к реке Вулан, медленно тянущей свои воды в Черное море вдоль длинного горного хребта. В народе хребет этот называют горой Верблюд, также за внешнюю схожесть ее с лежащим верблюдом, уткнувшим морду в морскую воду, однако официальное название закреплено только за Ежиком. Тут по-домашнему уютно и несуетно. Уже на следующий день после прибытия сюда мы с улыбкой здоровались со многими отдыхающими, потому как встречаться с ними приходилось везде: на пляже, в кафе, на рынке, на набережной. Продавцы свежей вареной кукурузы, пахлавы, с утра до вечера разносящие лакомства пляжной публике, охотно отвлекались от своей работы, рассказывали нам о том о сем. Это только кажется, что цена кукурузного початка в 50 рублей — очень дорого. Во-первых, сами продавцы работают на хозяина, а уж хозяин сколько захочет, столько и отсыплет. И бунтовать нет смысла, ибо другой работы здесь практически нет. Да и та, сами понимаете, сезонная. Зимой здесь почти что глухов день. Поэтому приходится наживать капитал летом с таким расчетом, чтобы его хватило на всю зиму.

И стоит ли, право, ехать за бугор, чтобы расплачиваться там валютой за возможность покататься на верблюде, если при подъеме на гору Гебеус, что на 735 метров возвышается над Архипо-Осиповкой, можно встретить двугорбого земляка — симпатягу по имени Вася родом их астраханских степей. Всего за 150 наших рублей я не только покачалась меж его мягких, удобных горбов, но и сфотографировалась с ним на память. Вася с удовольствием угостился моим огурцом, осторожно взяв его с руки своими мягкими губами, а в благодарность за угощение потерся о мое плечо своей добродушной мордахой.

ЧТО ТАКОЕ ДОЛЬМЕНЫ И ОТКУДА ОНИ ВЗЯЛИСЬ

Но морем нынче никого не удивишь. А вот то, что увидели мы в 20 километрах от Архипо-Осиповки по дороге на Геленджик, достойно удивления. Это была долина дольменов, тех самых дольменов, тайну которых не могут разгадать вот уже 5 тысяч лет. Несколько тысячелетий назад в Малой Азии, в Причерноморье и в Европе проживали племена — носители мощной мегалитической культуры, то есть культуры возведения массивных каменных сооружений. Наиболее распространенными из всех языческих сооружений в Причерноморье были кромлехи — мегалитические сооружения в виде круговой ограды из огромных камней, жертвенники, столбообразные менгиры, скальные склепы — могильники и каменные ящики — дольмены. Дольмен в переводе с кельтского означает «каменный стол». Похожие на них сооружения встречаются в древних постройках в Испании, Португалии, на островах Средиземноморья, в Северной Африке, на Ближнем Востоке, на Кавказе и в Крыму. Наибольшее количество дольменов находится в Краснодарском крае и в Адыгее. Это дает основание полагать, что дольменная культура зародилась именно на Кавказе. Просуществовав здесь около двух тысяч лет, она начала исчезать. Это исчезновение совпадает с появлением в Прикубанье и в Приазовье скифских племен. Вероятно, люди, возводившие дольмены, были покорены более сильными племенами и вынуждены были переместиться в другие регионы. Кавказские дольмены — сооружения, возведенные из нескольких огромных каменных плит или блоков, поставленных на ребро. Встречаются и такие, которые частично или целиком высечены в скале. Такой дольмен-монолит расположен в двух километрах от поселка Волконка по дороге в Сочи и называется Волконским.

К сожалению, большинство дольменов были уничтожены в XIX — XX веках. Они бездумно разрушались, их использовали для строительства домов, при прокладывании дорог. Уцелело лишь около 18 процентов. В настоящее время они находятся под охраной государства. Большинство кавказских дольменов находится на значительном удалении от дорог, а потому добраться к ним не так-то просто, ибо расположены они в труднопроходимых местах — среди диких лесов, вблизи горных рек, перевалов. И все они имеют одну характерную особенность — повернуты к восходу солнца.

Глядя на многотонные каменные плиты, из которых сооружены дольмены, удивляешься даже тому, что их вообще можно сдвинуть с места без применения техники. А ведь случалось, что их приходилось транспортировать к месту строительства издалека. Не иначе как Божией силой могло быть осуществлено подобное перемещение. Однако вот они — стоят, уцепившись за горные отроги. Пять тысяч лет стоят. Что и говорить, умели раньше строить.

Существует множество версий об истинном предназначении дольменов. Некоторые ученые считают, что это культовые сооружения, которые служили только для захоронений вождей. Другие же доказывают, что дольмены — это родовые могильники. Есть также мнение, что с помощью этих каменных сооружений жрецы, ориентируясь по точкам летнего и зимнего солнцестояния и наблюдая за луной, вели летоисчисление, а также могли определять время сева и сбора урожая.

МАЙЯ, ХАН,

ТОР И НЕЖНОСТЬ

В Туапсинском районе, где, кстати сказать, сосредоточено около 100 дольменов, недалеко от поселка Анастасиевка находится единственный в своем роде дольмен. На месте его расположения еще 6 тысяч лет назад было святилище, где проводились различные языческие ритуалы и жертвоприношения. После возведения дольмен еще в течение долгих лет постоянно достраивался. В нем создавалась имитация небесного свода. Очевидно, здесь изучали закономерности солнцестояния и вели наблюдения за Луной. Это была своего рода древняя обсерватория. В мире существуют всего четыре постройки, похожие на этот дольмен: в Испании, Португалии, Ирландии и Дании.

А вот мы с сестрой побывали в дольменах, расположенных в долине реки Пшады по дороге на Новороссийск. Это место называют долиной дольменов, ибо здесь на малой площади сосредоточены сразу четыре дольмена. Каждый из них имеет свое название: майя (любви), хан (здоровья), тор (успеха) и нежности. Два первых вообще расположены буквально в нескольких метрах друг от друга. Причем, несмотря на свой древний возраст, сохранились они замечательно. Вот только у дольмена здоровья немножко поврежден угол. Возможно, повреждение это от чрезмерного внимания публики именно к этому дольмену. Когда мы подходили к нему, то, еще не зная его предназначения, очень удивились тому, что весь этот каменный грибок был буквально облеплен людьми. Но узнав об энергетической ценности дольмена, мы тоже приложились своими больными боками к древнему целителю. Я даже забралась вовнутрь, правда, проделала я это почти на четвереньках. Вековым холодом веяло от каменного посланца тысячелетий, и, признаюсь, мне стало неуютно, захотелось поскорее домой, к маме. Хотя, по одной из версий, дольмены являлись своеобразными капсулами для сбора ценной информации, которую в будущем предполагалось передавать через потоки энергии, направляемые дольменами, то бишь перед нами своего рода древний интернет. Для этого в дольмены перед своей скорой смертью уходили, еще будучи живыми, люди, обладающие большими знаниями или же какими-то невероятными способностями. Умереть в дольмене считалось большой честью, которой удостаивались только избранные.

А вот в дольмен любви и нежности попасть было невозможно, ибо вход в них состоял из небольшого отверстия, расположенного в полуметре от земли. Сами эти дольмены напоминают собой уютные скворечники. И выглядят они так аккуратненько, камушки так тесно подогнаны друг к другу, как будто построили эти сооружения не пять тысяч лет назад, а в прошлом году. Вот только каменные бока кое-где выщерблены да поросли мохом. И еще, прикасаясь к каменным бокам, ощущала я какой-то нездешний холод. На улице было около 25 градусов тепла, а стены дольменов обжигали ледяным дыханием.

Дольмен успеха показался мне самым веселым и просторным. В него, хоть и пригнувшись, тоже можно было попасть, но было там все также зябко и пахло нежилым. На полу этого дольмена, представляющего собой ту же цельномонолитную многотонную плиту, лежали брошенные людьми на удачу монетки. Мы даже сфотографировались на фоне этого древнего красавца. И монетки тоже бросили. На такие деньги все равно не разживешься, а глядишь, и в самом деле какой успех на тебя в жизни свалится. Кто их поймет, эти древние сооружения, полные загадок и тайн?

Стоит добавить, что дольменная культура в Крыму появилась около трех тысяч лет назад, но она значительно отличалась от кавказской. Дольмены здесь служили только усыпальницами, а потому были маленькими и тела в них могли помещаться только в скрюченном положении. К тому же камень-известняк, из которого они сооружались, очень недолговечен, а потому, несмотря на то что крымские дольмены моложе кавказских на две тысячи лет, от них  сегодня остались одни только развалины. А вот кавказские сохранились во всей своей красоте и мощи.

ДОЛЬМЕН ЗДОРОВЬЯ СТОИТ ТЕПЕРЬ В МОЕМ ШКАФУ

Описать, какая красота окружает долину дольменов, я бессильна. Со всех сторон поднимаются покрытые сплошным лиственным лесом горы причудливой формы. Где-то внизу по извилистой ленте могучих плакучих ив угадывается река Пшада. И тишина до звона в ушах. И воздух, напоенный ароматом невидимых горных трав и цветов. Этим тоже пользуются в долине дольменов — здесь стоит пасека и можно купить мед любых разновидностей, предварительно его продегустировав. Здесь можно отведать непередаваемого вкуса травяной чай. Кстати, именно здесь впервые попробовала я варенье из грецких и кедровых орехов и даже из каштанов.

Предприимчивые хозяева этого дивного уголка предусмотрительно изготовили несколько типов миниатюрных дольменов из дерева, глины, фотографии-магнитики, и они пользуются неизменным успехом у посетителей. Но самую большую популярность завоевал, конечно, дольмен здоровья. Его уменьшенную не в раз копию  можно купить на сувенирных развалах. И хоть я не очень-то верю во всякое такое, все же приобрела ее. Места она много не занимает, а здоровья от нее если и не прибавится, то уж не убавится точно. Теперь дольмен «хан» стоит в моем шкафу.

Любовь НОВИКОВА.

На снимках: 1) Крест, поставленный в 1886 году на месте гибели рядового Архипа Осипова.  2) Волконский дольмен, пожалуй, самый красивый из всех кавказских дольменов.  3) Оказывается, сидеть между горбов верблюда очень удобно. 4) Гора Ежик действительно похожа на этого колючего зверька, пьющего морскую воду. 5) В долине дольменов самым веселым показался мне дольмен успеха. 

Фото из архива автора.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page