Живет этаким перельманом

В Музее истории города в рамках цикла концертов «Путешествие в мир гитарной музыки» выступил Евгений Крапивинский (на снимке). Зрители, затаив дыхание, слушали полонез Огинского и «Шутку» Баха, рукоплескали и даже не подозревали, что пришлось пережить этому тихому, интеллигентному человеку в синем старомодном костюмчике, прежде чем выступать даже на такой далеко не филармонической сцене. Причем абсолютно бесплатно. Крапивинский — большой энтузиаст и неутолимый пропагандист гитары.

В Музее истории города в рамках цикла концертов «Путешествие в мир гитарной музыки» выступил Евгений Крапивинский (на снимке). Зрители, затаив дыхание, слушали полонез Огинского и «Шутку» Баха, рукоплескали и даже не подозревали, что пришлось пережить этому тихому, интеллигентному человеку в синем старомодном костюмчике, прежде чем выступать даже на такой далеко не филармонической сцене. Причем абсолютно бесплатно.

Крапивинский — большой энтузиаст и неутолимый пропагандист гитары. Многие годы работал в телеателье, а в настоящее время трудится электриком в ОАО НИИ «Ярсинтез». Звуки гитары заворожили его еще в детстве, когда его дед Леонид Иванович, заводской бухгалтер, снимал со стены перевязанную бантом для форсу семиструнную красавицу. Но в ту пору инструмент воспринимался скорее как игрушка, трогать которую строго запрещалось. Затем были шесть лет занятий на фортепиано, правда, безо всякого энтузиазма и ощутимых успехов. Все изменило лето 1968 года, когда после окончания восьмого класса Евгений, как победитель олимпиад по физике, попал в математический лагерь в Ивановской области, где отбирали кандидатов в школу-интернат при МГУ. Один из его товарищей неплохо владел семистрункой, пел Высоцкого и Визбора. Это знакомство все и решило. Вернувшись домой, Евгений отремонтировал дедовскую гитару и начал изучать технику игры по самоучителю. Первым разученным произведением стало «Вот мчится тройка почтовая». Гитара в то время стоила 7 рублей 50 копеек, а хорошая, ленинградской фабрики, — целый четвертной. Но и та и другая были в страшном дефиците.

— Однажды мы с другом услышали, что гитары есть в Гаврилов-Яме. Сразу на велосипедах рванули туда, а там — шаром покати, — вспоминает Евгений Георгиевич.

Если повезет, семиструнку можно было купить в магазине «Часы» у «Гиганта», но чаще всего ездили в Москву. В 1969 году Евгений Крапивинский пришел в начинающую группу коллектива гитаристов ДК моторостроителей. Основанный в свое время известным ярославским педагогом Альбертом Москвиным, он пользовался огромной популярностью. На прослушивания приходило человек 500, из них отбирали 50, а через месяц-другой занятий дай Бог пять оставалось. А из первого набора Евгений и вовсе остался один. Что касается репертуара, играли практически все — от классики до народных песен. Записи привозили из столицы, но чаще всего приходилось часами просиживать в областной библиотеке. К тому же 99 процентов нот оказывалось макулатурой — играть по ним было невозможно, приходилось переделывать. А своим учителем Евгений считает московского гитариста Сергея Орехова. К сожалению, от его наследия мало что осталось: один диск с видео и одна пластинка.

Технологический институт Евгений бросил после года учебы. Музыка целиком захватила его. Чтобы хоть как-то свести концы с концами, пришлось идти на моторный завод учеником электрика. Зато службу в армии Евгений проходил в ансамбле песни и пляски Ярославского гарнизонного дома офицеров —  помогли связи тети. Пел в хоре, играл в ансамбле русских народных инструментов на балалайке, в духовом оркестре на баритоне, исполнял сольные номера на гитаре. После службы в армии Евгений подал заявление в Ленинградское музыкальное училище имени Мусоргского, но документы вернули по причине неправильного заполнения. Именно тогда в душе что-то сломалось. Участие в заводских смотрах, которое для галочки частенько устраивало руководство, перспектив не давало, да и с преподаванием (Евгений Крапивинский обучал начинающих гитаристов в ДК моторостроителей) не сложилось. В конце концов вышло так, что о сцене Евгений забыл на долгих 15 лет. Окончил Московский заочный жилищно-коммунальный техникум. А уйдя с завода, устроился электриком на военную базу. Сделал это из-за жилья. Правда, и тут условия были не ахти. Жили в бараке на зарплату 70 рублей в месяц: 30 аванс и 40 получка. Какие уж тут испанские серенады! На вермишель едва хватало.

Приходилось подрабатывать сторожем, дворником. Позже ему с семьей дали квартиру в Брагине. Но от развода это, увы, не спасло. Именно тогда на помойке вместе с другим нехитрым скарбом оказалась и дедова гитара. А Евгений устроился мастером в телеателье. Там и жил. Спал на коробках от телевизоров. Потом директор, сжалившись, подарил раскладушку. Так Евгений пробедовал три года. А потом армейский друг, бывший в то время начальником одной из строительных фирм, предложил ему работу монтажника. И даже поселил у себя в частном доме на Парижской коммуне. Но и тут не сложилось — фирма прогорела. И тогда, чтобы не оказаться на улице, Крапивинский завербовался в Углич. Проводил телефоны, устанавливал пожарную сигнализацию. Жил в общежитии часового завода.

— Что там творилось — Боже упаси! И из ружей стреляли, и из окон прыгали. Тут же находился комиссионный магазин, и люди несли туда все, что удавалось стащить с завода. Вырученные деньги сразу пропивали. Однажды в комнату вломилось двое таких алкашей. Выпроводить их не было сил, и тогда я взял гитару. Что играл — не помню. Наверное, что-то лирическое. Оба ревели как дети, — со вздохом вспоминает Евгений Георгиевич.

В 1999 он опять устроился электриком в НИИМСК. Получил комнатку в общежитии, где и живет до сих пор. Гитарные концерты, что начиная с декабря 2008 года проводятся каждую вторую субботу четного месяца в Музее истории города, проходят именно благодаря ему. Эту идею он, по собственному признанию, продвигал лет 10.

— Для начала обошел всех знакомых учителей в школах. Некоторые отказались сразу, а некоторые даже жертвовали уроками ради моих концертов. Проходят, к примеру, «Тараса Бульбу», а я прихожу и играю свою вариацию на тему песни «Ехал казак за Дунай». Особой популярностью пользовалась канцона Франческо де Милано «Город золотой». Та самая, что в свое время пел Борис Гребенщиков. Вообще, в жизни где только не приходилось играть! На набережной, притулившись рядышком с приятелем-художником, на теплоходах. Там был уже другой репертуар, менее классический. К примеру, вальс из кинофильма «Берегись автомобиля». А что касается идеи бесплатных концертов, то люди относились к ней крайне недоверчиво. Бывало, и паспорт спрашивали.

В ДК Добрынина обещали все организовать, а когда я пришел с инструментом, дамочка-завсектором выпалила: «Платите 60 тысяч за аренду зала и играйте сколько душе угодно!» В филармонии запросили чуть меньше — 40 тысяч. А в художественном музее и вовсе слушать не стали — там сплошные свадьбы и корпоративы сейчас. А ведь мы не «Ранетки», чтобы балконы обрушивать, — вздыхает Евгений Георгиевич.

Но всегда найдутся места, где ему рады. Это библиотеки, больницы, детские дома, интернаты. Его часто приглашают в качестве аккомпаниатора на концерты КСП в ДК Добрынина. Еще Евгений Крапивинский активно участвует в составлении иллюстрированного биографического справочника Альберта Москвина «Классическая гитара в Ярославле и области». А его мечта — принять участие в каком-нибудь конкурсе гитаристов вроде «Русского стиля», что проводится в Нижнем Новгороде. За свои 57 лет он этого из скромности так ни разу и не сделал.

Живет этаким Перельманом. Не случайно Евгений Георгиевич часто цитирует стих ярославского поэта и барда  Андрея Волкова, посвященный известному математику:

Зачем вообще чего-то надо,

Когда не капает в карман?

А все ж я рад, что где-то рядом

Живет на свете Перельман.

Мы стали западной закуской,

Посмешищем

для многих стран.

Забавно, только самым

русским

Вдруг оказался Перельман.

Анастасия СОЛОВЬЕВА.

Фото Виктора ОРЛОВА.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page